Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
рассуждением лишний раз подтверждается роль личности как первоисточника развития, на который общество может только повлиять, но не заменить собой. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ Вернемся к главному выводу, сделанному в предыдущей главе. Стремление к свободе как высшей ценности бытия личности - это проявление ее самой сильной потребности самореализации, происходящей в наиболее полном и глубоком раскрытии индивидуальности. Свобода, обретаемая за счет нанесения ущерба другим людям (присвоение их собственности или незаконно полученное право решать за них) в конечном счете, данную личность не обогащает, а отягощает ее совесть, создает препятствия или отвлекает ее от развития собственной индивидуальности и от выполнения предназначения в мире - творения нового во имя развития. Основной закон духовного развития личности в корне отличается от основного закона материального бытия человека. Вот эта разница постигнута немногими по причине того обстоятельства, что материальные отношения между людьми по-прежнему главенствуют над духовными, что уже само по себе может служить достаточно определенным показателем низкого уровня развития мирового сообщества. Здесь же и кроются причины всех общественных противоречий, которые наносят колоссальный ущерб развитию, заводят его в тупик и не позволяют отчетливо разглядеть выход из него, который заключается в признании личности как высшего проявления бытия, способного гармонизировать и гуманизировать общественные отношения. Прежде чем попытаться ответить на вопрос, как изменить их, четко про ясним, в чем же отличие духовного и материального развития человека. Добиваясь упрочения своего положения в мире, человек в существующей ныне системе общественных отношений должен бороться с другими. Чем это обусловлено? С одной стороны, несовершенством материального производства, недостатком создаваемых в обществе материальных благ. С другой стороны, сам смысл материального развития толкает людей на борьбу друг с другом. По количеству материальных благ у отдельного члена общества (достатку) определяется его социальное положение и социальное самочувствие. Достатком обеспечивается защита прав человека на достигнутый уровень жизни от посягательств со стороны, такую защиту он покупает у общества (государства), расплачиваясь частью своих накоплений. Уровень достатка придает ему уверенность в себе, в своем завтрашнем Дне, без чего трудно чувствовать себя комфортно в жизни. Само собой подразумевается и просто наслаждение данного человека благами, которые можно приобрести за счет своего материального богатства. Преимущества и привилегии - 49 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz