Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

индивидуальности, частичной, а то и полной ее потере, равносильной смерти личности. Иными словами, следование индивидуальности - это следование естественному пути развития личности, без вмешательства идавления на нее извне, чуждыми ее сущности силами и методами. В естественности духовного развития и проявляется внутренняя свобода личности как возможность самовыражения, САМОРЕАЛИЗАЦИИ, по мнению психолога Ю. Орлова,* наиболее глубинной потребности человека. А реализация личности вобщественном бытии, форма выражения которой определяется мерой ее достоинства, фиксирует исходные координаты внешней свободы. И тот, и другой уровни свободы тесно переплетены между собой, взаимозависимы и активно влияют друг на друга, но стоит личности лишиться их, смысл ее существования утрачивается. Вот почему свободе отводится самое высокое место в иерархии ценностей, вопрос свободы - это вопрос жизни и смерти личности. Степень свободы личности вмыслях идействиях - показатель ее духовного и социального самочувствия. Проведенный анализ позволяет сформулировать само понятие свободы личности. Это не абстракция, не произвол или анархия, это естественное право личности на выбор в жизни, отвечающий ее духу и ее совести. В устоявшихся, но уже отживающих свое представлениях свобода рисуется как нечто сверху, извне даруемое человеку. Кем? Конечно же, обществом. Демократия - больше свободы, диктатура - меньше... Но при этом не берется в расчет простая истина: свобода не только дается, свобода еще и берется. Сколько раз встречалось в истории, когда от нее отказывались. Раб, привыкший к беспрекословному по­ виновению хозяину, за что ему была гарантирована плошка еды и иной минимум для выживания, отказывался от свободы только потому, что не представлял, на что ее употребить, как обеспечить себя, если пищу не дает хозяин, ему было страшно в мире свободы, потому что за любой шаг, действие в нем требовалось нести персональ­ ную ответственность перед обществом. И потому как бы ни оценивали воздействие общества на личность, в конечном счете, степень своей свободы человек выбирает сам, а полное ее подавление возможно лишь в одном случае - физического его уничтожения. История знает не меньше, чем случаев отказа от свободы, когда личность, изолированная от других на многие годы, сумела-таки сохранить свою внутреннюю свободу, реализовать свою индивидуальность вактах творчества, плоды которого затем оказывали огромное преобразующее воздействие на все человечество. Яркий пример - Мигель Сервантес, создавший своего Дон Кихота, когда был посажен втюрьму. Даже в случае физического уничтожения человека, если личность успевала внести новое, которое продолжало влиять на общественные процессы, ее жизнь продолжалась. В любом обществе просто не было и нет силы, способной уничтожить творческую мощь личности совсем, а значит илишить полностью ее свободы. Этим - 48 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz