Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

склада личности подразумевает признание права на такую же уникальность других, то есть само это свойство духовного начала роднит всех членов человеческого сообщества, что и вносит в их отношения нравственное начало. Отсюда следует, что истинная духовность - это морально-нравственная духовность, достигаемая не за чей- то чужой счет, а исключительно благодаря собственным усилиям и устремлениям личности. Мерилом нравственного уровня личности является ее ДОСТОИНСТВО. Под ним подразумевается уважение личностью своей духовной неповторимости, основанное на реальном знании достоинств и недостатков собственной индивидуальности при одновременном уважении индивидуальности других личностей. Достоинство прояв­ ляется в процессе нравственного совершенствования личности на пути ее социальной реализации. Истинное достоинство человека предполагает честность в отношениях с другими людьми, требовательность к себе и к ним, но в сочетании с доброжелательностью. Истинное достоинство личности подобно эталону меры. Недостаток его приводит к самоуничижению личности перед другими, унижающей человека жалости ксамому себе, чрезмерное его чувство ведет ксамонадеянности, порождающей хвастовство, высокомерие и другие, общепризнанно отрицательные качества. Показателем развитости чувства собственного достоинства могут служить критерии СОВЕСТИ иЧЕСТИ. Совесть - мера внутренней нравственной самооценки личностью совершенных поступков, честь - внешнее проявление в обществе этой самооценки, правда, соотнесенное с нормами морали социальной группы, к которой принадлежит данная личность, что зачастую приводит кее неискренности вобществен­ ной демонстрации своей позиции. Чтобы снять этот социальный налет, пожалуй, уместнее применить категорию ПОРЯДОЧНОСТИ личности, которая не ориентируется на сугубо групповые моральные установки. Степень достоинства личности предполагает и методы ее сотрудничества с обществом: либо силовое давление, произвол, обман..., либо равноправная деятельность с другими, убеждение, уважение... Уже по этим проявлениям активности человека можно делать первоначальное заключение о его достоинстве, а затем идуховной сущности в целом. Анализ духовного и морального состояния личности с позиции ее социальной ориентации неизбежно подводит нас к главной - сущностной ценности развития индивида - СВОБОДЕ. Зададимся вопросом, насколько она важна для раскрытия потенциала личности? Мы выяснили, что максимально использовать этот потенциал можно только при условии раскрытия изначального своеобразия личности - индивидуальности, корнями уходящей в генетическую неповторимость ее носителя - человека, а в дальнейшем следования по пути творческого развития - реализации способностей и талантов. Любое отступление с этого пути ведет к ущемлению - 47 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz