Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
склада личности подразумевает признание права на такую же уникальность других, то есть само это свойство духовного начала роднит всех членов человеческого сообщества, что и вносит в их отношения нравственное начало. Отсюда следует, что истинная духовность - это морально-нравственная духовность, достигаемая не за чей- то чужой счет, а исключительно благодаря собственным усилиям и устремлениям личности. Мерилом нравственного уровня личности является ее ДОСТОИНСТВО. Под ним подразумевается уважение личностью своей духовной неповторимости, основанное на реальном знании достоинств и недостатков собственной индивидуальности при одновременном уважении индивидуальности других личностей. Достоинство прояв ляется в процессе нравственного совершенствования личности на пути ее социальной реализации. Истинное достоинство человека предполагает честность в отношениях с другими людьми, требовательность к себе и к ним, но в сочетании с доброжелательностью. Истинное достоинство личности подобно эталону меры. Недостаток его приводит к самоуничижению личности перед другими, унижающей человека жалости ксамому себе, чрезмерное его чувство ведет ксамонадеянности, порождающей хвастовство, высокомерие и другие, общепризнанно отрицательные качества. Показателем развитости чувства собственного достоинства могут служить критерии СОВЕСТИ иЧЕСТИ. Совесть - мера внутренней нравственной самооценки личностью совершенных поступков, честь - внешнее проявление в обществе этой самооценки, правда, соотнесенное с нормами морали социальной группы, к которой принадлежит данная личность, что зачастую приводит кее неискренности вобществен ной демонстрации своей позиции. Чтобы снять этот социальный налет, пожалуй, уместнее применить категорию ПОРЯДОЧНОСТИ личности, которая не ориентируется на сугубо групповые моральные установки. Степень достоинства личности предполагает и методы ее сотрудничества с обществом: либо силовое давление, произвол, обман..., либо равноправная деятельность с другими, убеждение, уважение... Уже по этим проявлениям активности человека можно делать первоначальное заключение о его достоинстве, а затем идуховной сущности в целом. Анализ духовного и морального состояния личности с позиции ее социальной ориентации неизбежно подводит нас к главной - сущностной ценности развития индивида - СВОБОДЕ. Зададимся вопросом, насколько она важна для раскрытия потенциала личности? Мы выяснили, что максимально использовать этот потенциал можно только при условии раскрытия изначального своеобразия личности - индивидуальности, корнями уходящей в генетическую неповторимость ее носителя - человека, а в дальнейшем следования по пути творческого развития - реализации способностей и талантов. Любое отступление с этого пути ведет к ущемлению - 47 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz