Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

декларативной справедливости по отношению ко всем своим членам. Степень же подавления личностной индивидуальности на различных исторических этапах определяла и степень реальной справедливости - фактического неравенства людей (религиозно-кастового, сословного, классового, национального...), провозглашавшегося как опора, на которой держится устойчивость и стабильность данной общественной системы. Но всегда находились люди, видевшие намного вперед и осознававшие, что данный баланс общественного неравенства зыбок, а главное, не обеспечивает необходимых импульсов развития, что ведет кухудшению положения большинства людей. Пользуясь настроениями недовольства, они и поднимали массы для протеста и разрушения основ системы - данного уровня морального и правово­ го равенства (фактического неравенства) людей. И что примечательно, сам принцип декларативной справедливости помогал им в этом. На нем строились и строятся все аргументы убеждения масс, да и правителей, если есть возможность решить дело мирным путем качественно нового компромисса интересов различных социальных фупп. Из принципа декларативной справедливости (независимо от конкретных исторических условий) вытекает условие обязательного наличия норм морали и нравственности в обществе. Это те грани отношений между людьми, которые формально не дано переступать никому, даже самому могущественному, хотя для него и создавались специальные нормы морали, возвышавшие его над другими в правах и действиях, но все-таки нормы, то есть ограничения. Существование морали такое же важное условие развития личности, как иусловия реализации творческого потенциала ее индивидуальности. Почему вопрос встает именно так? Да потому, что, как ни узко пространство для реализации духовного потенциала личности, положим, в тоталитарном обществе, мораль, плохая или хоро­ шая, и его неотъемлемая составляющая, и она все-таки обязывает социум считаться с личностью, дает ей пусть мизерные, но гарантии развития. Напротив, личность, не считающаяся с существующими моральными нормами, рискует оказаться в общественной изоляции, которая может привести кее духовной гибели в результате потери контакта с миром. Но если вдуматься, и сама природа духовности подразумевает существование морали. Ее полное отрицание личностью - это отрицание права на духовное развитие других индивидуальностей, согласных на общественный компромисс, к которому они пришли, отчетливо осознавая, что иначе совместно жить нельзя, а в одиночку и вообще не выжить. Эгоцентризм равносилен утверждению своего духовного превосходства, то есть, отрицанию духовности как таковой, кроме своей собственной. Логически здраво мыслящий человек, в конце концов, придет кмысли, что и такая эгоистическая духовность не имеет ценности, как бы она ни была совершенна и неповторима. Иначе говоря, уникальность духовного - 46 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz