Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Итак, мы выяснили, что есть истинный иложный путиразвития личности, понятно, что в каждом случае она руководствуется своими же ценностными предпочтениями, соответственно, истинными илиложными. Но на поверку оказывается, что здесь все не так ясно и просто. Оказывается, ложные и истинные ценности, рассматриваемые изолированно от конкретной ситуации, ничем не отличаются, напротив, совпадают, различаются только методы и способы достижения этих ценностей, которыми пользуется индивид. Например, материальный достаток, несомненно, полезен и даже необходим для жизни любого, и нет ничего зазорного, когда желаешь его человеку; но достаток, заработанный честным путем - это одно, достаток за счет присвоения плодов труда других - совсем другое, наконец, достаток, достигнутый ценой принесения в жертву своей индивидуальности - уже нечто совсем отличное... И так практически с любой ценностью бытия, исключая разве здоровье, которое не приобретешь за чужой счет. Ценности приобретают определенную духовно социальную окраску в зависимости от того, кому и как они служат. Круг их разнообразен, даже многослоен, а, учитывая оригинальность каждой личности, предопределяющую неповторимость ее устремлений, то можно сказать, что и бесконечен. Но очевидно, что базовые ценности для всех едины, их нетрудно выявить, они очевидны настолько, что мывспоминаем о них каждыйраз, когдажелаем человеку добра. Здоровье, успех, счастье - вот наиболее обобщенное выражение наших пожеланий, которое каждый последующий гость именинника или юбиляра развивает соответственно своему вкусу и знанию о виновнике торжества. Так рождаются пожелания второго слоя - того, без чего не достичь самых обобщенных ценностей в жизни. Например, пожелание уверенности в себе и в своем будущем; в свою очередь оно предполагает материальный достаток, общественное признание. И так далее, и тому подобное, вплоть до признания ценностей конкретного дела, которымзанимается юбиляр, достоинств его жены, воспитываемых им детей и прочего. Но признавая и приветствуя заслуги человека, держащий речь далеко не всегда говорит, каким путем достигнуты эти добродетели и добродетельны ли они вообще в данном случае, иной раз он ине знает этого, вдругой ситуации сознательно умалчивает о цене достигнутого, поскольку по существующим нормам общественной морали (а то и закона) говорить об этом либо неудобно либо вообще недопустимо. Ибо за тем, что лежит на поверхности, что хорошо впринципе, порой, кроется далеко не безупречное поведение человека... Общество, несмотря на весь его консерватизм, выливающийся в ту или иную меру подавления личности, обладает одним неоспоримым достоинством. Оно всегда провозглашает (хотя и не всегда следует провозглашенному) принцип формальной, - 45 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz