Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
мотив побуждения по преимуществу свойственен внутреннему или духовному развитию личности, а мотив принуждения - внешнему или социальному ее развитию. От доминирования в личности того или иного мотива зависит ее позиция в мире. Если личность движется по пути приспособления к общественным нормам и правилам, вынужденная в силу каких-то причин общественного принуждения жерт вовать своей индивидуальностью и принимать за руководство кдействию социальные стереотипы, то это будет ПАССИВНАЯ позиция личности в процессе развития мира и саморазвития. Если, напротив, личность сопротивляется общественному консерватизму, отстаивая свою индивидуальность, ее позиция становится истинно АКТИВНОЙ. Я не случайно добавляю здесь слово “истинно”. Возможен и третий путь для личности - ЛОЖНОЙ АКТИВНОСТИ. Руководствуясь интересами собственного престижа в обществе - продвижения по социальной лестнице, личность может и пожертвовать своей индивидуальностью в той мере, в какой от нее потребует общество в качестве платы за продвижение наверх. В данном случае гибели личности не произойдет, ведь иложная активность, вугоду обществу, требует воли-интеллекта- чувств, но произойдет деформация исходной, генетически предопределенной композиции основ личности, что, по сути дела, тоже насилие над ней как в случае с пассивной позицией, но продиктованное побудительными мотивами самой личности, переориентированной на ложный путь своего развития. Вот почему нелишне для четкого осознания этих явлений ввести понятия “ИСТИННАЯ ЛИЧНОСТЬ” и “ЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ”. И что касается последней, сознательно выбравшей путь социального благополучия в обход духовных усилий по самосовершенствованию своего естества (социальная мимикрия), то перед ней открывается лишь одна альтернатива. Либо утвердить в себе принципиальный отказ от истинно духовного развития в пользу своего социального благополучия, либо добившись социальных преимуществ (богатства, власти...), позволяющих не угождать обществу, как прежде, вернуться на свой путь истинного духовного развития. Увы, жизнь убеждает, плата за бездуховность велика, это и безвозвратная утрата времени, ведь конкретное бытие личности ограничено сроком жизни ее носителя - человека, это и еще более тяжелое преодоление себя нынешнего, сформировавшегося, чрезвычайно, если не безнадежно заблокировавшего в себе же возврат к своим истинным истокам. А завоеванное социальное благополучие не компенсирует утраченного духовного развития, ведь оно чужое (даже если именуется личной собственностью) по отношению квнутрен нему естеству личности. Вероятно, поэтому внешне благополучные богатые или властные люди кончают самоубийством ничуть не реже, чем бедные, отягощенные нуждой. В связи с изложенным интересно вообще рассмотреть вопрос о ценностях, которыми руководствуется личность в своем развитии. - 44 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz