Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

деструктивную по отношению к обществу деятельность (вред обществу). Так или иначе, ущерб несут все стороны развития, что сказывается на его темпах и качестве. А ведь если подойти к истоку этих конфликтов, нетрудно понять, что на начальном этапе формирования личности требовалось совсем немногое: с уважением отнестись к ее неповторимости и не препятствовать ее саморазвитию. Но, конечно, прежде необходимо постичь, в чем же заключается эта неповторимость вообще и в кон­ кретной личности, в частности. На первую часть вопроса мы можем получить ответ, проанализировав саму сердцевину личности - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. И начнем с ее определения, опираясь на предпринятое выше исследование основ психической деятельности человека - чувств, интеллекта, воли. Индивидуальность - это присущее данной личности интегрированное сочетание трех ее основ - чувств, интеллекта и воли, создающее принципиальную неповторимость ее внешнего и внутреннего бытия, которая является основой творческого потенциала личности. Индивидуальность - это единственная субстанция жизни, при реализации потенциала которой посредством механизмов сознания становится возможным появление в ней нового, источника всеобщего развития. Что вытекает из сказанного? Триада воли, интеллекта и чувств составляет основу индивидуальности. Но эти же компоненты являются составляющими сознания, инструмента познания действительности. То есть данная триада одновременно и первооснова творчества, и его инструмент. А вместе взятые они составляют личность. В определенном смысле личность это и есть сознание. В целом такой вывод не вызывает возражения, ибо только личность может быть носителем сознания, ито, и другое уникальны в живой природе, чем и выделяют человека в ней. И все же это не полное тождество. Действительно, с помощью сознания личность самоопределяется вмире, а конкретнее - в обществе, то есть выявляет для себя формы сотрудничества с последним как посредником между ней иВселенной (выбор социальной деятельности личности), что одновременно является и самоопределением личности относительно самой себя (выбор путей развития собственной индивидуальности как программа обретения своего места в жизни и получения удовлетворения от нее). Но дальше следует ДЕЙСТВИЕ - реализация в материальном бытии сознательно сделанного выбора. Это. уже не дело одной только личности, но и общества. Первая лишь предлагает решение второму (с той или иной степенью настойчивости), а уж оно решает окончательно: принимать или отвергнуть это решение, отправить его на доработку данной личности или какой-либо другой, ускорить или замедлить его реализацию и т.д. Таким образом, действие личности опосредуется обществом, и, так или иначе, это опосредование отражается на самой личности в общественной оценке (награда, кара, плата...), что в свою очередь оказывает влияние на исходную позицию - 4 ! -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz