Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

заключаются мотивы активности? С автомобилем все ясно, он приходит в движение по воле и желанию человека, а кто (что) приводит в движение личность? Зададимся этим довольно интересным вопросом. ДУХОВНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ Буквально с момента своего рождения каждый человек сразу же начинает вести себя отлично от других: один кричит, другой молчит, третий улыбается... Обществом на него еще не оказано практически никакого влияния, а он уже настойчиво заявляет о себе. Мы не можем сделать иного предположения о причинах этих, сугубо индиви­ дуальных реакций, кроме признания того факта, что с миром вступает в контакт уникальная генетическая природа человека, уже диктующая ему свою психическую линию поведения. До формирования личности еще далеко, но первые реакции человечка, зачастую рефлективные, уже протекают по-своему: быстрее - медленнее, тише - громче и т. д., что свидетельствует о проявлении уже и не реакций, а примитивных чувств. Дальше - больше: неосознанная потребность кдвижению с той или иной степенью интенсивности подтверждает зарождение волевого начала, а избирательное реагирование на те или иные объекты вокруг - мать, медсестру, кровать, пеленки... указывает на проявление зачаточного интеллекта. Словом, генная программа вступает вдействие, начинается формирование психической уникальности индивида. Процесс сразу идет столь стремительно, что его почти невозможно проследить и оценить детально при существующих методах контроля развития психической деятельности. К тому же на начальной стадии роста личности его контролируют, главным образом, родители, как правило, не располагающие, не умеющие, да к не стремящиеся пользоваться какой-либо обоснованной методикой контроля психи­ ческого развития ребенка. Когда же в один прекрасный день он заявляет о себе неординарным поступком, все недоумевают: откуда что взялось? А запоздалые попытки корректирования поведения личности, если в этом ощущается общественная потребность, либо требуют огромных усилий и времени либо вообще не увенчиваются успехом. Более того, очень часто эти действия проистекают из не­ правильных представлений о своеобразии растущей личности (поскольку общество пытается понять ее и воздействовать на нее, исходя из общего правила, шаблона, другим подходом оно и не располагает), итогда конфликт с ней вообще не разрешается, а напротив, обостряется: от простого непонимания до жесткого противостояния, порой, в самых грубых, нецивилизованных формах. А силовое подавление личности разрушает ее основу, ведя кдуховной гибели индивидуальности (вред личности), и превращает эту личность в отщепенца, в худшем варианте нацеленного на -40 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz