Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

их конкретность ведет к их же количественной бесконечности, а потому в реальном времени функционирования сознания, нацеленного на получение какого- то опреде­ ленного решения или вывода, эту бесконечность конкретности просто не охватить. В то же время мы имеем дело с бесконечностью повторяющегося, и потому сознанию, чтобы получить искомый результат, нужен обобщенный образ конкретного явления или вещи в единственном числе, что открывает возможность оперирования им в сопоставлении с другими такими же обобщенными образами явлений и вещей. А обобщение - это и есть абстрагирование от конкретного, но сохраняющее в себе типичные черты последнего. Иными словами, трансформация реальных образов- представлений о материальном мире в абстрактные образы-символы это и есть переход из материального мира в мир идеальный, возможный только при участии сознания. Отсюда и проистекает, что идеальный мир - это не нечто потустороннее, это отражение материального мира в своеобразной форме, позволяющей произвольно моделировать процессы и явления последнего с целью выявления вариантов возможного действия, которые в громоздкой материальной реальности трудно разглядеть, а то и вообще не осуществить без определенного предварительного ее преобразования. Идеальный мир - это, если можно так выразиться, искусственно сотворенный мир, но сотворенный не произвольно, а по образу и подобию мира материального. Сотворенный не ради каприза или прихоти того же человека, а исключительно ради обретения новых инструментов воздействия на всеобщее развитие, позволяющих человеку конкретизировать и усилить свою роль в преобразовании мироздания. Так уж устроена эволюция живой природы: каждый биологический вид, двигавший ее ход на определенном отрезке времени, располагал своеобразными инструментами воздействия на развитие - качествами своего естества, которых не было до него у других видов. Это говорит о всеобщей зависимости субъектов от непрерывности процесса развития, но и это же свидетельствует, что субъекты, обладающие особо эффективными качествами, влияющими на преобразование мира, саму непрерывность и обеспечивают. Качественно иной подход кпреобразованию мира, осуществляемый с помощью сознания, потребовал расшире­ ния границ этого мира до масштабов идеального, который не слепо копирует мир материальный, а живет по своим законам, проистекающим из новых потребностей развития. Мы еще обратимся к изучению их в дальнейшем. А чтобы “играть” на этом новом поле - идеальном, человеку и предстояло обрести свою необычную сущ­ ность - духовную, отличную от биологической и далеко не исчерпываемую социальным. Но вернемся в область чувств. Психология выделяет три группы так называемых высших чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. К низшим же - 35 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz