Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

возникновения мыслящей формы жизни. Но сделать еще шаг - признать идеальное начало как третью, и, по моему мнению, главную основу мыслящей формы жизни пока не отважится. Впрочем, не отвагой приходят кподобным решениям. Критерием истины по-прежнему остается эксперимент, а идеальное с его безграничной свободой, лишенной каких-либо материальных оков, внего не вписывается и им не поверяется. Хотя, возможно, само понятие эксперимента для сферы идеального несет иной смысл по сравнению с материальной плоскостью мира, ведь прекрасно чувствует себя, к примеру, сугубо абстрактная наука математика, имеющая глубоко разработанную систему доказательств истинности своих теорий и выводов. Но ни пощупать, ни попробовать на зуб их нельзя. В то же время воздействие этой абстракции на материальное бытие человека колоссально. Впрочем, всему свое время. Все чаще при исследовании биологических, социальных процессов ставятся вопросы о сопровождении их процессами информационными, активно влияющими на результаты развития в целом. Движение к осознанию единства мира, в котором материальное и идеальное утрачивают свою антагонистическую сущность, набирает силу, и отрицать насущную необходимость в нем для человека равносильно самоотрицанию. Ситуация драматична, но не безнадежна. Мы не знаем, каков будет итог мучительных поисков единства в развитии мироздания, но уже познанное и понятое позволяет предполагать - результат непременно будет... С этой позиции наши дальнейшие рассуждения о трех началах внутреннего бытия или самобытия личности всего лишь гипотеза, но она логически вписывается в представления, изложенные ранее, о роли личности в развитии мироздания. Даже эмпирический опыт говорит, что ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА в структуре личности наиболее близка к материальной среде обитания человека. В психологии это понимание оформилось вучении о первой и второй сигнальных системах, согласно которому восприятие человека имеет два уровня: непосредственное восприятие явле­ ний и предметов и восприятие образов, порожденных в сознании на основе представления о них, закрепленного в словесной форме. В этом учении по сути и запечатлена границамежду материальным идуховным. Мы видим, что образ внешнего мира, сформированный благодаря непосредственной реакции органов чувств на контакт с окружающей средой, и образ его же, трансформированный в сознании на основе символов - слов, есть нечто различное, хотя оба преследуют единую цель - дать человеку информацию, которая служит основой принятия решения, и естественно, предшествует действию. Но напрашивается вопрос: а зачем нужно такое двухуровневое восприятие действительности итрансформация образов ее от реально­ сти ксимволике? Ответ лежит в рационально-логической плоскости. Оперировать в сознании непосредственными образами мира даже теоретически невозможно, ведь - 34 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz