Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

Впрочем, не в сравнении дело, а в том, что наличие всех трех элементов вличности обязательно, иначе ее попросту нет и быть не может. Словом, какая-то соотносительность интеллектуального, чувственного и волевого присутствует в каждом, более того, возможно влияние одного начала на другое, этого другого на третье, и в иной последовательности, а все вместе взятые они и формируют индивидуально неповторимую личность. Похоже, никто еще не предпринимал попыток вывести закономерности характера человека, то есть определения типов его, исходя из сочетания в нем чувственного, волевого и интеллектуального начал. Хотя жизнь показывает, что-то закономерное здесь прослеживается: умный, как правило, ленив и на действия, и на чувства. Чувственный человек чаще всего и страстный, а значит решительный до безрассудства, но не последователен в своем порыве. Волевой тоже решителен, но последователен нередко до бесчувственности. В общем, есть над чем задуматься... Анализируя основу личности - сознание, мы невольно вторгаемся в область психологии человека, пограничную с философией индивидуального бытия. В первой глубоко изучены процессы контакта человека с окружающей средой и отражения ее в субъективном сознании, в этом достижение и заслуга материалистического взгляда на мир, где каждый вывод психология выверяла опытно-экспериментальной проверкой на истинность. Гораздо меньше изучен механизм рождения личностью новых мыслей и образов на основе полученной из внешней среды информации. Это объяснимо, ибо в материалистическом течении психологии упор сделан на биосоциальную природу человека. Духовному, творчески производительному началу личности при опытно-материалистическом подходе места не остается. Точнее, в строгом соответствии с ориентацией на биологическое и социальное, как начала, творящие человека, духовное если и признается, то только как пассивное начало, производное от двух первых. По сути же духовное таким образом отрицается, то есть отрицается идеальная природа личности. Но как же в таком случае быть с идеальными плодами человеческого творчества - мыслями и образами, которые однозначно не производит ни биомасса, ни социальная среда, не рождаются они нигде, кроме как в сознании индивида. Более того, оригинальные мысли и образы преобразуют биологическую жизнь, о чем ярко заявили в последнее время идеи клонирования животных, овеществившиеся в симпатичной овечке Долли, и жизнь социальную, примеров преобразования которой под воздействием новых идей не счесть. Человечество вплотную приблизилось к разгадке тайны развития жизни и потому признало биологическое начало как одну из основ возникновения мыслящей ее формы, хотя в самих биологических процессах мысли и близко нет. Оно пошло дальше, признав сугубо нематериальную субстанцию - отношения людей - за другую основу - 33 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz