Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

материальное понятие “мозг” для определения всей их совокупности. Первое, что хочется взять в данном случае в качестве термина, понятие “разум”, но при дальнейшем рассуждении приходишь квыводу, что оно более емко и включает в себя как волевые усилия, так и желания, являющиеся либо предпосылкой процесса мышления, либо следствием его. Исходя из этого, остановимся на термине “ИНТЕЛЛЕКТ ” как интегральном выражении способности мыслить. Что касается “тела”, материальное бытие которого определяет наши физические потребности, то здесь еще сложнее. На основе этих потребностей формируются нашижелания, прямая связь которых с внешней средой вроде бы говорит об их строгой обусловленности материальным миром. Но пропущенные через механизм мыслительной деятельности (осмысление) желания, порой, выливаются в нечто совершенно отличное, гораздо более сложное, чем первоисток, и даже необъяснимое для самого индивида с рациональной точки зрения. Имя этому нечто - ЧУВСТВА, может быть, самый за­ гадочный феномен человеческого разума, движущий зачастую человеком вопреки всякой логике, собственной и общественной. С ВОЛЕЙ, третьим элементом, составляющем сущность личности, несколько попроще, даже в китайском изречении ее не потребовалось маскировать под какую-то иную личину, как, впрочем, ифункцию побуждения кдействию, реализуемую через нее и благодаря ей. Как видим, границы между этими тремя составляющими внутреннего бытия личности чрезвычайно зыбки и размыты. Действительно, что такое желание? С одной стороны, это проявление чувственной природы человека, а с другой стороны - волевой, ибо через желание вы­ растает стремление к чему-либо, а это уже побуждение, приводящее к тому или иному действию. И если добавить, что переход чувства вжелание, а его в стремление происходят вследствие интеллектуального воздействия на процесс - мышления, то неразрывное единство всех трех элементов сознания станет очевидным. Проще говоря, предпринимаемое нами расчленение сознания на перечисленные составляющие в природе человека не существует, это всего лишь абстрактное допущение, в интересах анализа. Хотя в конкретной жизни человека мы с полным основанием можем говорить о наличии в нем всех трех начал, поскольку судим о нем по его характеру. А в нем обязательно преобладает либо волевое начало, либо чувственное, либо интеллектуальное в сочетании с двумя другими. И, таким образом, мы получаем всего шесть комбинаций трех начал, по которым можно судить о своеобразии сознания данного человека, его характере. Если взять только первые буквы наименований этих составляющих-И,В,Ч, то комбинации будут таковы: ВИЧ, ВЧИ, ИЧВ, ИВЧ, ЧВИ, ЧИВ. Этот подход тоже очень условный, ведь можно и допустить, к примеру, равенство двух элементов при доминировании или недостатке в сравнении с ними третьего. Но кто сказал, что они вообще поддаются сравнению, ведь функциональное назначение каждого из этих элементов духовной сущности личности совершенно различно. - 32 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz