Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

формируют его линию поведения по отношению к самому себе и другим. Правда, образное осмысление явления всегда грешит завуалированностью, неточностью, а то и путаницей понятий, но на то он и образ, чтобы создать впечатление, а отнюдь не объяснение феномена. Вот и в китайской мудрости мозг, по ее логике, отделен от тела, а воля вообще неизвестно где пребывает. Одним словом, в понятиях надо уточниться, и тогда глубинный смысл этого, действительно заслуживающего пристального внимания изречения, прояснится. Не претендуя на знание восточной философии, мы можем с достаточной уверенностью предположить даже исходя из одного этого изречения, что автор его отождествлял мозг со способностью человека строить свое поведение в жизни сознательно, то есть рационально логически. Под телом же подразумевались инстинктивные способности человека, так или иначе, реа­ гировать на окружающую среду. То есть в словах “хозяин” и “слуга” выражено функциональное назначение упомянутых материальных образований. Воля же к какому-то органу или организму в целом не привязана, потому и ее функция определена напрямую, без аллегорий. Вместе с тем, поведенческая суть человека в данном изречении просматривается довольно прозрачно, только в обратной последовательности выстроенных в ряд элементов. Тело наше задает самый первый импульс нашим действиям: нам холодно, ищем способ согреться, голодно - стремимся насыться и т.д. А вот каким способом или путем удовлетворить свои желания, зависит от наших умственных способностей, за которые отвечает мозг. Ну а воля задает сте­ пень интенсивности удовлетворения наших желаний и устремлений, иначе говоря, степень активности наших действий. Определенное достоинство мыслителей глубокой древности заключается втом, что они подходили космыслению всех явлений с позиции единства мира, то есть не разделяли его на материальный и идеальный, вот почему “мозг - хозяин, тело - слуга”. Рискну предположить, что в будущем человечество тоже вернется к синтезу, когда у него накопится достаточно знаний, с помощью которых станет возможным идеальное сомкнуть с материальным, найти единые истоки всего сущего, тем более, что природа необъяснимых пока явлений, называемых аномальными, позволяет сделать подобный прогноз. Но путь познания надо пройти, потому мы и расчленяем мир ради анализа его составляющих, выходя на уровень оперирования довольно абстрактными категориями. Не избежать такого подхода и в наших рассуждениях. В отличие от понятия “индивид”, однозначно связанного с материальным миром, понятие “личность” - абстракция, она несет в себе то идеальное начало, которое произрастает в конкретном носителе мыслящей формы жизни. Естественно, и базисные элементы, из которых складывается личность, тоже нематериальны. Вот почему говоря о мыслительных способностях человека, нас никак не устраивает - 31 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz