Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
встречающемся на протяжении всей истории цивилизации. Доказывать, что такое отношение к ней незаслуженно и неправомерно, можно бесконечно, но все доказательства будут неубедительными, пока мы не познаем саму личность. Исследование ее надорганических начал - духовного и социального - может стать су щественным продвижением на этом пути. Прежде всего, надо подчеркнуть, что оба начала диалектически предполагают друг друга, о чем уже говорилось выше. Прорыв индивида к духовности произошел благодаря объединению первобытных людей в примитивные сообщества, породившие ролевую дифференциацию, которая побудила человека совершенствовать механизмы межличностных отношений, прежде всего, язык общения, и навыки выполнения специализированных операций в складывавшейся системе разделения общественного труда. Вместе взятое это стимулировало совершенствование рационально-логического аппарата сознания каждого по отдельности члена сообщества, ибо сознание не существует и не функционирует иначе, как в его носителе, человеке, то есть оно индивидуализировано. Часто бытующие мнения о существовании высшего разума пока лишь мнения, не имею щие эмпирического и логического подтверждения. Иное дело, накопление данных, знаний, в которых аккумулируется и оптимизируется для удобного и достаточно быстрого усвоения совокупный рациональный опыт сообществ людей плюс методики обучения, ускоряющие этот процесс, но это всего лишь основа для развития инди вида, а отнюдь не оно само. Очевидно, что и сама система отношений общности просто не смогла бы прогрессировать без достаточного развития психических процессов вличности индивида, и общность бы застыла на стадном уровне отношений ее субъектов, что мы наблюдаем на примере многих видов животных. Однако, совме стное бытие породило и определенные ограничения - правила поведения для членов сообщества, препятствующие безграничному проявлению индивидуальности каждого из них. Но поскольку через проявление этой индивидуальности и шло совершенствование всех процессов совместной деятельности, отношения между членами сообщества, отстаивавшими свое право на самостоятельность и ориги нальность действий, приобрели определенную напряженность, в немалой степени зависящую от совершенства правил регулирования взаимоотношений. И чтобы доказать преимущества своей линии поведения индивиду требовалось проявить усилие - настойчивость во влиянии на соплеменников, что, с одной стороны, стимулировало и шлифовало волевые качества его сознания, а с другой - приносило ему опыт совместного существования с другими. Иначе говоря, происходила социализация индивида, но и она же стимулировала развитие его духовной неповторимости. А главное, он не терял связи с целым, своим довольно компактным - 28 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz