Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

то есть ее положения относительно всего остального мира, а именно, живой природы, общества и индивида, конкретного ее носителя. Эти критерии еще не позволяют нам понять сущностную основу личности - принципы и факторы ее развития и саморазвития, но помогают уяснить условия протекания данных процессов, что в дальнейшем значительно облегчит и их изучение. БИОЛОГИЧЕСКОЕбытие личности, какмы выяснилиранее, ограниченочеткими временными пределами рождения и смерти организма, и по сути оно мало влияетна процесс ее духовного развития. Важность его в другом: биологическое предшествует рождению и становлению личности, несет в себе основы, предпосылки ее свое­ образия, которые заложены именно в генетической природе человека, без чего вообще было бы невозможно возникнуть неповторимой индивидуальности. Вот как сформулировал сущность биологического бытия социолог Питирим Сорокин: “Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социо­ культурные функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этимихарактеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, ачеловек со слабой конституцией не может стать тя­ желоатлетом”.* В этом высказывании все справедливо, кроме одного: организм не осуществляет социокультурные функции, его роль исчерпывается, прежде всего, биологическими задачами поддержания жизни. Помимо этого, он - индикатор физиологических ощущений человека, через которые осуществляется контакт последнего с внешней средой. Это тоже немаловажная функция, ведь ощущения - информация на уровне рефлексов, на почве которых произрастает наше чувственное отношение к миру, еще не до конца осознанное, но уже интуитивно определенное. Все остальные функции, по выражению самого Сорокина, предписанные надорганической средой, реализует личность. Этим мы и ограничимся при анализе ее биологического бытия. Более обстоятельного разговора требуют две другие формы бытия личности - СОЦИАЛЬНАЯ и ДУХОВНАЯ, формы, впроцессе развития которых она и обретает свою сущностную неповторимость. Наличие их выделило человека из мира живой природы и обязало его к выполнению уникальной роли разумного преобразования Вселенной. Конечно, так представляется нам, носителям сознания, позволяющего человеческому роду определиться относительно всего эволюционного прошлого. Об иных альтернативах сознанию и их носителяхмыможем покалишь строитьдогадки и гипотезы. Вместе с тем, уместно вести речь и о недооценке обществом феномена личности, что проявляется в пренебрежении к ее роли в социальном развитии, - 27 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz