Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
динамичному и главное, гармоничному общественному развитию. Найдется немало скептиков, кто оспорит данный тезис, упирая на законы диалектики, провозглашающие, что противоречие - не тормоз, а напротив, стимул, движущая сила развития. Вообще постулат о том, что жизнь - это борьба, сопровождает человечество на протяжении всей его истории. И было бы наивно отрицать оче видное, подтвержденное многовековым опытом. В то же время очевидно и другое: упирая на объективный характер борьбы противоречивых начал, оправдывают насилие, убийство людей путем провозглашения фатальной неизбежности жертв в борьбе... И невольно возникает вопрос: разве для того дан человеку разум - свобода выбора, чтобы пассивно мириться с уничтожением себе подобных? Неимоверно тяжелый вопрос, но уйти от него - значит признать торжество стихии развития и подчиниться ей. Увы, это происходит сплошь и рядом, но очень своеобразно, о чем стоит поразмышлять особо. Человек как система тоже стремится к самосохранению, соответственно, и ему присуще эгоистическое начало. Но в отличие от социума, ему, неповторимому в своей индивидуальной конкретности, присуще и творческое начало, дающее сознательный импульс развитию мироздания, о чем мы говорили выше. И человек только тогда реализуется какличность, то есть целостное явление мироздания, когда сполна выявит свой творческий потенциал. Общество же непродуктивно, и его целостность, напротив, держится на вторичных ценностях бытия, о чем также немало сказано. И отдавая приоритет общественным интересам и ценностям, мыдобровольно приветствуем подавление импульсов развития, вынуждаем их творцов становиться борцами за прогресс, на что им приходится напрасно тратить свою энергию, а то и жизнь, унижаем их торжеством вторичного, посредственного, заурядного над первозданным. Происходит подчинение устремлений высшей системы, микрокосма, вобравшего всебя материальное, социальное и идеальное начала, более примитивной, несущей в себе только социальное и идеальное. В этом сущность драмы несовершенства человеческих отношений. История человечества - это история борьбы силы с духом, ибо кроме силы подавления индивидуальности обществу нечего противопоставить личности, которая мощнее по потенциалу преобразования жизни, но не всегда способна противостоять давлению и сохранить себя как величайшую ценность бытия, потому что она одинока в мире. Замечательно просто сказал об этом Себастьян Кастеллио, один их немногих гуманистов эпохи Реформации, несправедливо забытый всравнении с его жестоким оппонентомКальвином: “Никого нельзя принуждать. Ибо принуждение никогда еще не делало человека лучше”.* Вместе с тем глубоко прав и известный русский композитор Родион Щедрин, заявивший: “Если у человека есть мощь творческого заряда, то никакая система не - 23 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz