Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

затормаживается и общество попадает в трясину застоя, грозящего ему распадом. При этом центробежный характер событий не спадает, анарастает: власть наращивает усилия, чтобы сохранить рушащийся из-за утраты управляемости статус-кво существующего строя, вследствие чего к бюрократическим звеньям системы управления обществом предъявляются все более жесткие, командные требования, еще более ограничивающие, а то и совсем исключающие альтернативность действия, добивая остатки инициативычиновника и подогревая внем страх, что ответственность за идущий развал ляжет на его плечи. В результате чего формальное следование указаниям доходит до абсурдной степени, противоречащей реальности развивающихся событий. И в конечном итоге управляемость процессами утрачивается. Главноеже, на фоне этих событий торжество консервативных стандартов становится подавляющим, новым решениям, дающим импульс развитию, и их творцам уже не находится места в системе общественных отношений. Закат системы, невосприимчивой кпреобразующей новизне, неизбежен - такова объективная природа внутреннего вырождения общества как социального организма. С другой стороны, процесс бюрократизации можно охарактеризовать и как проявление эгоизма институтов власти, не желающих лишиться привилегий, которые она несет в себе, и ради них отстаивающих собственные интересы, несмотря на то, что они вошли впротиворечие с новыми задачами развития, продиктованными самой меняющейся общественной жизнью. К тому же признание архаичности существующих форм и методов управления обществом равносильно отречению от них, на что отважится далеко не каждая структура власти, ибо вобщественном мнении, важнейшем политическом факторе ее стабильности, она стремится сохранить свое реноме, которое прежде обеспечивало ей успех и породило миф о ее непогре­ шимости. Власть - заложник политики, вэтом своеобразие ее функционирования, не позволяющее всегда принимать решения сообразно логике общественного развития, она вынуждена действовать с оглядкой на массовый электорат, который по своей природе инерционен и консервативен в силу оторванности от реальных политических процессов и в целом судит о них преимущественно с позиций, навязываемых официальной пропагандой. Лишь оппозиция способна повлиять на общественное мнение, разоблачая те или иные просчеты власти, но такой реальной силой она располагает далеко не в каждом обществе. Эгоистическую сущность любой власти нетрудно выявить и с философских, достаточно абстрактных позиций. Она существует системно, как и само общество, и это означает, что ее внутренние интересы всегда в чем-то отличны от общественных. И здесь действует инстинкт самосохранения, который понуждает хотя бы отчасти, завуалированно, ставить свои интересы выше интересов социума, отсюда еще один букет противоречий, препятствующих - 22 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz