Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
попросту требуют замены привычных для общества консервированных продуктов, уступающих по качеству новым. Если отбросить в сторону эти гастрономические аналогии, суть явления такова. Любой компромисс по своей природе консервативен, таково и общество, стремящееся воспрепятствовать новому, так или иначе подрывающему его устойчивость в сложившейся системе отношений. Это объективно продиктованное стремление к самосохранению проливает вполне определенный свет на загадочное для многих явление, присущее аппарату власти, стоящему на страже незыблемости устоев общественной системы. Речь о ее бюрократическом характере. Образ бюрократа в литературе и публицистике зачастую выводят, исходя из личных качеств персонажа, соответственно, не жалеют карикатурных красок, характеризующих его. Но известно, что не на службе, а в быту бюрократ нередко оказывается довольно милым и участливымчеловеком, совершенно не похожим на себя “при исполнении...” Отсюда очевидно, что проявления бюрократии имеют далеко не субъективную, а достаточно объективную природу. Как правило, бюрократия рождается и расцветает пышным цветом в среднем и низшем звеньях управления, то есть в среде руководителей, не уполномоченных принимать кардинальные решения касательно общественного развития, что выражается в принудительном ограничении степени выбора ими решений и ответственности за их принятие. Свобода действия в данном случае ограничена жестко регламентированными рамками, скорее здесь уже больше несвобо ды. И это приводит к атрофированию качеств личной инициативности чиновника, которые замещаются стремлением во всем блюсти формальную (регламентированную) сторону возложенных должностных обязанностей, а последние и сформулированы на основе стандартов, призванных максимально реализовать охранительные тенденции власти по отношению к существующему общественному строю. Таким образом, принцип консервативности как условие самосохранения общественной системы подкрепляется во имя той же цели механизмом бюрократического принятия решений, тормозящим проникновение всего нового в развитие социума. Но такой подход по сути дела перечеркивает саму возможность общественного развития, без чего систему подстерегает гибель уже извне, в кон курентной борьбе с другими общественными системами. Впрочем, не только извне. Степень несвободы действия подавляет индивидуальную сущность чиновника, действует на него развращающе, порождает в нем стремление сузить и без того ограниченную сферу ответственности. В результате функции все более и более дробятся, а армия бюрократов растет, и в какой-то момент они уже в большей мере обслуживают задачидруг друга, а не насущные общественные запросыи потребности. В конечном же итоге решение социально значимых задач развития максимально - 21 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz