Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

определенный баланс социального неравенства, устраивающий, пока он есть, и руководителей, и руководимых. Но стоит первым нарушить его, перейдя определен­ ную черту распределения прав и привилегий, возникает дисбаланс отношений в обществе, выражающийся в различных формах чрезмерного для данной системы социального угнетения тех, у кого меньше прав. Здесь и возникает ситуация, когда преимущества коммунального сосуществования людей оборачиваются тормозом общественного развития. Разберем ее поподробнее. Баланс социального неравенства в обществе - это и есть компромисс в отношениях различных социальных групп людей, который обеспечивает ему стабильность существования и развития как системы, о чем мы говорили выше. Сущность данного компромисса - вунификации отношений, в основе которой лежат какие-то усреднен­ ные нормы поведения, общения, деятельности. Собственно, общество не могло бы и существовать, если бы каждый его член действовал так, как ему заблагорассудится, возникли бы анархия, хаос, которые неизбежно привели бы к крушению системы. Вот почему любое общественное сотрудничество построено на регламентирующих деятельность каждого стандартах, а в худшем их виде - стереотипах и шаблонах поведения, которые пронизывают буквально всю структуру отношений людей, являются средой, связующей их в единство с определенными общими задачами, интересами и устремлениями. А чтобы это единство было прочнее, стандарты закрепляются соответствующими нормами закона, в общественной идеологии складываются свои нормы морали и нравственности - путем соотнесения интересов данной общественной системы с общечеловеческими ценностями, настолько широко трактуемыми, что их можно приспособить к целям любой системы. Даже самые отъявленные тираны, на деле проводившие политику геноцида против собственного народа, в своих витиеватых речах обосновывали ее правомерность, упирая на идеалы добра и справедливости. Но и влучшем варианте, когда единство общества достигается не путем насильственно навязываемого единомыслия, а именно компромисса, построенного на убеждении его членов, стандарт преобладает. Правда, вэтом случае допускается определенная степень свободы для различных общественных объединений и отдельных личностей, что и открывает им дополнительные возможности выбора, приводящие к плодотворным результатам деятельности. Но неизбежно-даже свежие плоды творчества должны пройти своеобразную общественную консервацию, чтобы стать обиходным продуктом для поддержания жизнедеятельности системы, то есть вписаться в существующий набор стандартов. Однако хорошо известно, что продукт более полезен, когда он свеж, а иной вообще с трудом поддается консервации, отсюда нередко и тернист путь плодов творческого труда личности на общественный стол, а иные из них самим фактом своего появления - 20 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz