Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

диалектиками, это великолепное свойство мышления, похоже, в данном случае изме­ нило. Ибо, следуя диалектике, в каждом положительном явлении надо видеть и сопутствующие отрицательные последствия. На этом моменте и остановимся подробнее. Любая организованная общность строится на ролевом распределении обязанностей между ее членами, образуя вполне определенную социальную иерархию. В человеческом сообществе это выражается в делении людей на управляющих данной организацией и управляемых, что является основой и первой, простейшей стадией их социального расслоения. Оно закрепляется и усиливается за счет перераспределения материальных излишков, созданных в процессе более эффективного по сравнению с индивидуальным общественного производства. Естественно, перераспределения в пользу управляющих, которым общество делегировало право распоряжения совокупным произведенным продуктом, но не учло (да и не могло учесть), что эгоистическое начало в природе человека, берущее свой исток в животной природе, где сильнейший выживал за счет других, трансформировалось в homo sapience в потребность властвовать уже внутри своего вида, поскольку остальные конкуренты просто перестали быть таковыми. Окончательное закрепление общественного неравенства произошло с формированием разветвленных институтов власти, которая не только силой сохраняет систему социальной иерархии, но и вырабатывает соответствующую идеологию, призванную обосновать в сознании управляемых, впрочем, как и управляющих, справедливость сложившихся отношений. Таким образом, социальное неравенство людей является объективно присущей обществу чертой, и думается, все попытки изжить или отменить его, многократно предпринимавшиеся вучениях утопистов, а затем и в социальных теориях, в которых старались подвести под идею всеобщего равенства научную основу, обречены на неудачу. Борьба за всеобщие равные права, которой отмечена вся история человечества, породила миф, что социальное неравенство однозначно зло, препятствующее общественному развитию, хотя, если разобраться, все не так просто. Принцип социального неравенства во все века способствовал стремлению отдельных людей из низов добиться для себя более высокого общественного статуса и благополучия, причем, совсем не обязательно бесчестным путем, за счет ущемления прав и возможностей других, а каждодневным добросовестным трудом. Само сравнение своего социального положения с положением других служило и служит мощнейшим стимулом деятельности челове­ ка, который ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и обществу, стремящемуся и даже вынужденному в конкуренции с другими сообществами бороться за свое процветание. Другой вопрос, что в стабильной общественной системе есть - 1 9 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz