Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

биологическая, материальная природа рассматривается всего лишь какчасть. В силу своей предпосылки - биологической уникальности, идеальный мир человека тоже неповторим, и задача разума - реализовать его оригинальность видеальных продуктах творчества - мыслях и образах. Здесь применима следующая формула: уникальное (человек) творит (посредством разума) уникальное же. А что же такое, по сути, уникальное? Это и есть новое в бытии, чего не было прежде. Таким образом, мы и приходим к ответу на животрепещущий вопрос: новизна, дающая импульс всему развитию мироздания, входит в него не откуда-то извне, из инобытия, и не рождается в результате накопления количественных изменений, переходящих в иное неповторимое качество, она коренится в уникаль­ ном происхождении человека, вобравшем в себя материальное, социальное и идеальное начала бытия, и выявляется им самим благодаря способности к разумной деятельности. Но отчего же в мироздании, располагающем столь всеобъемлющей и совершенной системой стимулирования развития, какой является человек, последнему отмерены конечные пределы бытия? Сущность уникальности в принципиальном ее отличии от всего другого в мире, и чтобы стать таковой, уникальность должна быть, прежде всего, отделенной (отдельной) от остального, что и происходит с появлением человека на свет. Уникальность просто обречена быть преходящей, поскольку в результате перемен в развитии, продиктованных ее требованиями новизны, не вписывавшейся впривычный ход вещей, возникают иные условия развития, в которых бывшее уникальным становится заурядным. Если бы уникальное существовало вечно, утрачивалась бы возможность его сравнения с остальным, поскольку незаконченный процесс развития не позволяет делать определенное заключение о качестве неповторимого. Отсюда проистекает импульсный характер появления и существования уникального, благодаря чему развитие приобретает свойство скачкообразного движения, последняя формулировка удачно найдена в диалектическом материализме. Отсюда и конечныйхарактер жизни человека кактворца нового всилу своей уникальности, реализуемой (исчерпываемой) в его разумной деятельности. Сказанное отнюдь не перечеркивает законы диалектического материализма, касающиеся развития; в материальном (природном) бытии они действительно действуют, но как мы выяснили, всеобъемлющее бытие материальным началом не исчерпывается, оно многообразнее, и главное богатство в нем человек - основа единства мироздания, синтезирующая в себе различные явления во имя дальней­ шего развития. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz