Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
варианта развития, активно претворяемого вжизнь уже обществом, вкоторомчеловек - составляющая часть. Социальная среда подобна природной как система, но законы ее развития не исчерпываются причинно-следственной неизбежностью. Происходит это по причине неизмеримо большего количества вариантов развития данной системы, предлагаемых отдельными индивидами. А во-вторых, они же сами, сознательно, то есть относительно свободно, а не жестко принудительно, и делают итоговый выбор общества. Лучшее свидетельство этой степени свободы - само наличие разнообразных типов общества, в одних из которых (авторитарных) преобладает при решении ставка на силу, вдругих - на разумное согласие интересов индивидов (демократические). Но независимо от предпочтений, итоговый выбор общества определяет КОМПРОМИСС интересов всех его членов. Итак, подведем первые итоги. В развитии природы ход событий определяет причинно-следственная их детерминация, своеобразная несвобода выбора. Тут, правда, встает вопрос: а развитие ли это вообще? Но поскольку новые явления в природном круговороте возникают, что видно на примере эволюцииживой природы, зафиксированной в Дарвиновской теории происхождения видов, то мы можем констатировать: развитие идет. Тогда, с позиции наших выводов, непонятно, какже оно происходит без выбора. Ответ напрашивается один: роль последнего играет случай, меняющий жестко обусловленную последовательность событий. Но именно эта жесткость и приводит к тому, что случайному в природном круговороте места почти нет; оттого оно и редко происходит, оттого и чрезвычайно замедленно, невидимо глазу природное развитие. В общественном развитии, как мы выяснили, сущность выбора - компромисс. И только в индивидуальном развитии торжествует свобода, смысл и назначение которой нам еще предстоит глубоко уяснить. Конечно, предлагаемая модель предельно упрощена и схематична, но она позволяет установить достаточно стройную зависимость - иерархию основополагающих элементов развития мироздания. Его основа - природа, она одновременно и наиболее проста, ибо в реальности существует и развивается однозначно определенно, и потенциально наиболее сложна, потому что содержит в себе бесконечное количество вариантов развития, которые не подчиняются законам детерминации материального мира и потому требуют творца, свободного от материальной зависимости в своем поиске и выборе. Такой творец - человек, наделенный разумом, способностью идеального (в абстракции) прогнозирования вариантов развития, но вто же время и не оторванный от материального, природного бытия, проявляющегося в биологической форме его существования. Посредник междуМатериальными идеальным бытием общество - система отношенийиндивидов, -15 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz