Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

вбесконечность. Образуется еще один замкнутый круг: потенциально мы всостоянии объяснить любой частный момент развития, но не можем до конца понять его в целом. Не остается ничего другого как принять этот вывод за аксиому, кчему в свое время пришел великий агностик Иммануил Кант. И, однако, столь печальный вывод отнюдь не рождает пессимизм относительно перспектив всего дальнейшего развития ипознания его. Напротив, осознание принципиальной непознаваемости мироздания вцелом - великое достижение, свидетельствующее не только о бесконечности развития, но и беспредельности процесса его изучения, что выводит нас на мысль о вечности разума во Вселенной. А поскольку каждыйиз нас наделен им, то несмотря на конечный характер конкретной человеческой жизни, все мы, по меньшей мере, свидетели Вечности, а если пойти дальше - неотъемлемое ее составляющее. В таком ракурсе уже сами факты временности существования конкретного разумного индивида ви­ дятся не столь грустно, а побуждают разобраться, с позиций какой высшей целесообразности мироздания жизнь человека имеет конечный характер и какой отпечаток данное обстоятельство вносит в его собственное бытие. В процессе биологического выживания человек не менее чем животные, подчинен законам причинно-следственных отношений, прежде всего, закону рождения-смерти. Разница втом, что он ясно ОСОЗНАЕТ эту свою подчиненность и зависимость, что позволяет в пределах ее выбирать самостоятельную линию поведения. А именно, бросить вызов неизбежному, и даже сгорая в нем, знать, что его дерзкое деяние не пройдет бесследно и отразится в жизни потомков и развитии мироздания в целом. Благодаря способности мыслить человек осознает свою обособленность от остальной природы, дающую ему право на свободный, хотя и идеальный выбор, отличный от стихийного и жестко детерминированного в природном бытии. Оставаясь частью целого в биологическом кругообороте как существо, по своей структуре организма мало чем отличающееся от других живых существ, человек вто же время, благодаря обретенной им свободе выбора, становится субъектом развития во всеобщем бытиимироздания, в котором биологическая форма природы всего лишь часть единой системы. Иначе говоря, человек - центр, ядро качественно более высокой системы, чем природная, что и позволяет ей творить преобразующий ход событий мирового развития. Однако осознание человеком своей высокой миссии в мироздании само по себе не более чем абстракция разума (идеал), в реальности действия все обстоит гораздо сложнее. Ибо стремясь реализовать свой выбор в жизни, индивид сталкивается с аналогичными устремлениями подобных ему индивидов, которыми также движет свобода собственного выбора. Столкновение различных позиций и приводит квыбору - 14 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz