Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
своей уникальности вмомент вхождения вжизнь никак не вписывается в рутинный ход вещей и активно требует его изменения и преобразования? Аналогии из естественной природы, как-то превращение воды в лед под воздействием низких температур, применяемые в качестве иллюстрации упомянутого закона материалистической диалектики, природной целесообразностью и ограничиваются; лед с таким же успехом превращается обратно в воду под воздействием тепла, что свидетельствует лишь о повторяемости процесса, но отнюдь не о его развитии в новое, небывалое дотоле качество. Простое, поддающееся объяснению в пределах накопленного знания изменение - это всего лишь движение, а не развитие, требующее пересмотра самих закономерностей, лежащих в основе наших представлений о ми ре - вот в чем суть проблемы эволюции. Похоже, ни материалисты, ни идеалисты не оспаривают исходного тезиса: разви тие - это процесс обновления бытия, но дальше их дороги кардинально расходятся. О позиции первых уже сказано, вторые ищут источник нового в небытии, инобытии, что также мало убедительно, поскольку является всего лишь абстракцией, домыс лом, а еще точнее - допуском в неизведанное нашим сознанием, не более того. В лучшем случае определенность этого неизвестного именуют, например, божественным промыслом, что опять-таки не выводит нас из абстракции кконкретике бытия. Словом, замкнутый круг, в котором мысль бессильно бьется, словно муха о стекло... Чтобы очередная попытка объяснения того, где и как рождается импульс, приводящий к развитию бытия, не оказалась безуспешной, попробуем глубже разобраться всамом этом процессе. Итак, сущностная сторона развития - обновление бытия, о чем ярче всего свидетельствует процесс смены поколений людей. Без труда приметы обновления можно различить и в других формах жизни, а при некотором усилии тот же результат даст анализ накопленной информации и о неживой природе. Разница в том, что в последней процессы обновления идут многократно медленнее, оттого они и не столь заметны. Отсюда вытекает, что интенсивность развития уже повод для рассуждений об отличии живого и неживого бытия. Но пока зададимся вопросом, что представляет собой развитие как форма движения, как процесс изменений. Простое движение основано на монотонном повторении того или иного набора одинаковых действий, не приводящих к каким-либо изменениям характера, интенсивности, направленности процесса и т.д. Оттого и результат его однозначно предсказуем, поскольку оно полностью тождественно предшествующей фазе, от которой мы начали анализ. Иное дело, результат движения вразвитии, если не вкорне, то разительно он отличается от предшествующей фазы. Влияние новых факторов изменило какие-то, либо все его параметры, упомянутые выше. Нам, обладающим - 12 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz