Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
течет, все изменяется”исчерпывающе узаконил принцип относительности, но, подойдя к крайней черте определенности бытия, он с такой же крайней неизбежностью, независимо от собственных умственныхустремлений, дал нам критерий абсолютного в мироздании, который никакие попытки разума не в состоянии отринуть. Все относительно, все изменчиво, кроме самойизменчивости, проявляющейся в движении и его высшей форме - развитии. В них реализуется бытие, не имеющее ни начала, ни конца. С установления этой, давно ставшей банальной для разума истины, человек обретает право на размышления о своем предназначении в мировой эволюции. Вроде бы зыбко основание, вроде бы беспрерывно оно ускользает из-под ног с каждым новым мгновением, а все-таки дает опору для последующих размышлений. С развитием знаний человечество довольно далеко ушло вперед от знаменитой гераклитовой формулы, придя уже не только философским путем, но и методами естественных наукк выводу о том, что движение - это форма существования материи, хотя открытияна атомарномуровне, из которых проистекает данный вывод, и относятся к области физики, именуемой релятивистской. Иначе говоря, опыт и теория сегодня брачуются в познании уже на каком-то непостижимом обыденному восприятию мира уровне, который не исчерпывается данными индивиду чувствами и поддерживается искусственным интеллектом машин и недоступной каждому из нас сверхчувствительностью современных приборов. Писатели-фантасты, которым дозволено все возможное и невозможное, поспешили разработать экстравагантные версии логического завершения столь необычного хода техногенной эволюции, выразившиеся в романах о бунте машин-роботов против человека. Ортодоксальным социологам, стремящимся с упорством изобретателей вечного двигателя найти идеальную модель общества, тоже на руку подобное развитие событий, отводящее человеку второстепенную, незначительную роль в эволюции. Их, давно провозгласивших приоритет общественной организации - “коллективного разума” над личностью в истории, как нельзя, кстати, устраивает ее роль не более чем катализатора событий. Отсюда интенсивное размножение и распространение очень удобных для манипулирования людьми теорий массового сознания, массовой культуры и т.д. Воинствующий материализм второй половиныXIX иXX веков пошел еще дальше, попытавшись вывести личность за рамки процесса развития, провозгласив, что история - это борьба классов, а с точки зрения диалектического материализма само развитие не более чем переход количественных изменений в качественные, что сильно смахивает на примитивное, механистическое объяснение бытия и не дает ответа на принципиальный вопрос: откуда в жизни появляется то, чего не было никогда до этого, иначе говоря - откуда берется новизна, которая всилу - п -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz