Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

Часть 1. РАЗВИТИЕ ОСНОВА ЕДИНСТВА МИРОЗДАНИЯ При исследовании основ мироздания любого философа в сердцевине его размышлений точит червь сомнения. А не случайны ли мысли и логические построения, которыми он оперирует. Человек свободен всвоих мыслях, как ни в чем другом - только бы радоваться великому свойству его разума, но, как и все в мире, свобода тоже является частью существующих отношений. Мгновенно встают упрямые вопросы, которые не обойти и от которых не спрячешься даже в самых отвлеченных от бытия гипотезах и теориях: свобода для кого, для чего и во имя чего, мнимо или реально ощущение степени собственной независимости, и вообще - насколько оправданно или необходимо оно? В поисках ответа намучительные вопросы мы и возвращаемся к основам бытия, стремясь выделить, определить в нем нечто фундаментальное, что служило бы опорой и оправданием всех дальнейших умозрительных поисков. Не мы первые, не мы последние, стремление к истине бесконечно, как само мироздание, беспредельность которого вряд ли вообще умопостижима. И, однако, само возникновение этих вопросов свидетельствует, что мы уже существуем в рамках определенных координатжизни, отличных от прошлого, когда не было у природы способности разумно (отнюдь не обязательно в смысле рационально) регулировать направления и темпы эволюции. Впрочем, и это предположение, ибо никто не знает, зародились ли формы мыслящей жизни из “мертвой"’ материи, либо они существуют вечно, и как неприкаянные странники кочуют из галактики в галактику, с одной планеты на другую... Отсутствие ясности в этом краеугольном вопросе бытия делает все наши знания и представления о мире весьма относительными, они подобны некоей, организованной разумом, непрерывно движущейся во времени системе бытия, прошлое - исток которой также не определен, как и будущее, теряющееся в кошмаре бесконечности. Но при всей условности, и может быть, случайности возникновения данной системы жизни, она дает шанс обрести какую-то точку опоры в мире всеобъемлющей относительности. Казалось бы, великий диалектик античности Гераклит в своем программном заявлении “Все - ю -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz