Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

ли подобные аналогии, полагаю, он с немалым удовольствием для себя продолжит поиск сущностных национально-оригинальных начал у раз­ ных наций и народов — этих своеобразных социальных алгоритмов их прошлого и будущего развития. Еще надеюсь, что поиск этот несколько остудит пыл яростных приверженцев идеи мировой глобализации соци­ альных отношений, обезличивающей нации и народы. От осмысления того, что объединяет людей, проживающих на дан­ ной территории, в народ, нацию, мы возвращаемся к исходной единице любого социума —человеку. Задача, стоящая перед нами, предельно ясна: понять, что мотивирует его действия, и при каком соотношении стиму­ лов он поступает в интересах развития данной социальной системы либо, напротив, всем своим поведением препятствует этому. По сути дела проблема существования личности в любой социальной модели — это центральная проблема общественного развития. Если удастся найти компромисс, соглашение между устремлениями общества и личности — динамизм и прогресс развития системы гарантированы; если нет — все оборачивается подавлением личности в угоду обществу и исполнителю его воли — государству и ведет систему в тупик. Из предыдущего анализа двух основных типов общественного уст­ ройства можно сделать выводы о социальной позиции личности в них. В западной системе самая характерная черта — независимость личности от общественных и государственных институтов, которая начинается там, где кончается граница одного закона и до границы действия другого за­ кона. Смысл в том, что здесь провозглашено право человека на опреде­ ленное собственное социальное пространство в системе общественных отношений, а уже его частное дело —сможет ли он сохранить для само­ развития и самосовершенствования это предоставленное пространство либо добровольно-принудительно сдаст его другим, более сильным и ловким, отдавшись стихии обстоятельств. Движущее начало евразийской модели развития — сопричастность личности общему делу, общему целому, каким является общество и го­ сударство. Особенность индивидуального русского сознания в том, что наш человек не мыслит себя дискретно, отдельно от своего народа (кол­ лектива). Каждый из русских воспринимает жизнь через принадлежность к своей нации. Он чувствует себя более или менее комфортно не только в зависимости от собственных усилий и возможностей, а от того, на­ сколько сильна и слаба сегодня его страна, если уж брать в целом рус­ ский уклад жизни. Попав в чужие условия, зачастую русский теряется именно потому, что ему требуется как воздух поддержка (моральная, духовная) своей национальной, общинной по природе среды (что-то 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz