Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
для человечества нормы этических отношений духовности, позволяю щие восстановить мир как единое целое. Россия с ее многовековым опы том универсализма отношений людей разных религиозных и нацио нальных воззрений может внести в этот диалог поистине бесценный вклад. Емко выразил его сущность в интервью «Комсомольской правде» Патриарх Русской Православной церкви Алексий II: «...российская куль турная традиция, основанная на верховенстве духовного над матери альным, на соборности, общинное™ и братской взаимопомощи, на са моограничении и самопожертвовании ради ближнего —то есть на еван гельском идеале — еще не раз может быть востребована и Западом, и всем миром, переживающим острый духовный, экономический, эколо гический кризис». Если подытожить сказанное, то можно уже вполне определенно ут верждать: идейное начало исторически стало естественной основой об щественного и государственного строительства в России, потому что Идея обладает реальной силой, когда народ поверил в нее, принял ее сердцем, а разум лишь способствовал раскрытию ее богатства и потен циала для нации. Иными словами, этический императив Веры, не под лежащий сомнению —духовному «авангарду» по выражению митропо лита Иоанна, на уровне государственности обретает конкретные формы реализации, проистекающие из национально-исторического своеобра зия страны и ее народа. Здесь нет противоречия, которое вошло в духов ную ткань западной цивилизации, где торжество рационализма опроки нуло саму нравственную сущность Веры; здесь есть развитие, обогаще ние и в итоге усиление сущностного, неколебимого в своем истоке. Вера — самая глубокая и определяющая черта русского национального характера, русского человека, причем вера в самом широком смысле, далеко не исчерпываемом религиозным содержанием, хотя историче ски оно и закладывалось в ее основу. Это вера, обогащенная высотой национального чувства, идущего у нас впереди рационально-прагмати- ческих оценок, она — своеобразный алгоритм развития нации, любая измена которому ощутимо бьет по всему обществу и каждому россияни ну. При этом хочу подчеркнуть, что в смысле своей самобытности рос сийская нация не какое-то случайное исключение в мировом процессе национально-государственного развития. Если поискать аналогии, то их без труда можно увидеть в исторических судьбах наций, прежде всего, тех, которые принято именовать великими. Скажем, как себе предста вить Британию без опоры на традиции, идущие из глубины веков, это и есть самая яркая черта жизненного уклада англичан. А кто оспорит, что немецкую нацию возможно оценить без извечной приверженности к по рядку во всем, вплоть до нелепых мелочей... Если кого-то заинтересова 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz