Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

знания в категориях морали и ее сущностно-глубинного выражения — совести) выходит на передний план в судьбе всего человечества, грозно заявили о себе события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и других городах США. С них, если не считаться с формальной условностью ка­ лендаря, мир и вступил в третье тысячелетие. Соединенные Штаты, в одночасье утратившие казавшуюся вечной свою неуязвимость, пережи­ ли случившееся как национальное унижение и расценили нанесенный удар не более чем проявление международного терроризма. Отсюда и соответствующая реакция —силовое воздействие на Афганистан и Ирак как оплоты новой мировой угрозы. При всей несовместимости действий религиозных фанатиков с общегуманистическими ценностями, высшей из которых является жизнь человека, ответ насилием на насилие, по- моему, всего лишь проявление бессилия (простите за невольный калам­ бур) перед новой глобальной проблемой мирового развития. Тем более, что в результате военной акции пострадали тысячи людей, не имеющих отношения к организаторам терактов в Америке, а они, судя по всему, так и остались безнаказанными. Мир получил новый вызов, требующий коренного переосмысления сложившейся системы межгосударственных и межэтнических отношений — вот в чем корень проблемы, которая, очевидно, нерешаема одними силовыми методами, исчерпавшими себя в предыдущие эпохи. Требует глубокого переосмысления и само поня­ тие силы как фактора разрешения противоречий, ведь даже по запад­ ным демократическим стандартам насилие и агрессия декларируются как несовместимые или хотя бы исключительные по сравнению с циви­ лизованными нормами общежития. Как же расценивать ответный удар США — отказ от своих фундаментальных идеологических принципов? Очевидна и религиозная подоснова терактов (даже с учетом сугубо мир­ ного и гуманного содержания классических основ ислама), заводящая их конкретных исполнителей за грань ценности не только чужой, но и своей жизни. Не считаться с этим явлением, значит только способство­ вать его повсеместному распространению, когда для всех стало ясно, что нынешняя цивилизация, несмотря, а, может быть, и благодаря ее высокому научно-техническому уровню развития, стала весьма уязвима и ранима в любой точке планеты. Международный терроризм, подпи­ тываемый соками религиозного экстремизма, еще один, и не исключе­ но, самый грозный симптом всеобщего кризиса рационалистических идеалов, несовместимых с этическими нормами Веры. Вот в какие без­ донные глубины уводят нас события 11 сентября. Кто знает, возможно, не только военные, но и политические возможности разрешения новых глобальных противоречий уже не годятся, и нужен прямой диалог веду­ щих мировых религиозных конфессий, способный выработать единые 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz