Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
тия страны впервые в российской истории демократические силы не смогли предложить». А ведь и предшествующая демократической идея коммунизма также пришла к нам с Запада; кроме того, обе эти идеи как раз и роднит то, что они внедрялись в российскую действительность без учета национальных особенностей народа и даже своеобразия конкрет ного исторического момента развития страны, ее экономического и со циального состояния; напротив, и в первом и во втором случае провоз глашался приоритет интернациональных целей (мировой революции или вхождения в западное сообщество). И совершенно очевидно, что идеи эти, порожденные западной мыслью, в основе своей не могли быть ни чем иным, как плодами рационального сознания, отрицающего нацио нальное своеобразие. Поэтому и не реализовались в наших условиях. Зато воплощение этих столь разных, даже антагонистичных, идей было поразительно схожим, это точно подметил известный политолог Алек сандр Ципко: «Наши революции — и пролетарская в начале века, и бур жуазно-демократическая в его конце —это время разнузданной борьбы с государственностью и национальным достоинством» («Комсомольская правда»). Но вернемся к высказываниям русских архиереев. Стержневую сущ ность духовного начала, как определяющего развитие русской нации емко выразил епископ Барнаульский и Алтайский Антоний: «Нам не грозит ни политическое, ни экономическое, ни культурное пленение до тех пор, пока не будет пленена душа народа. Силы зла это понимают. Это должны понять и мы!» А вот оценка случившегося со страной, высказанная епископом Вла дивостокским и Приморским Вениамином: «Вдумайтесь, вот нас уже разделили по искусственным границам на “суверенные государства” . Разделили по живому, все кровоточит. Те перь стараются разбить на множество партий по политическим призна кам, а самое страшное — по религиозным конфессиям...» С мыслями православных иерархов, казалось бы, самым неожидан ным образом сходится мнение человека, далекого от Церкви, научного обозревателя газеты «Комсомольская правда» Ярослава Голованова: «В следующем тысячелетии перед человечеством будет стоять только одна наисложнейшая задача. Это не покорение термояда, морских глубин или иных миров. Это ликвидация глобальной религиозной нетерпимости (вы делено мной. — В. Б.). Человечество не в состоянии будет развиваться дальше, если не удастся примирить все конфессии. Ведь в принципе под словом “Бог” все люди понимают одно и то же: доброта, справедливость, терпимость, милосердие, судьба, жизнь». О том, что действительно проблема мирного сосуществования рели гий (читай —различных форм выражения национально-этнического со 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz