Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

исходят призывы и поступки прямо противоположные, народ безмолв­ ствует. Он не желает соучаствовать в беззаконии, тяготится нынешней смутой и в то же время лишен возможности вложить свою могучую энер­ гию в законное дело державного строительства святой Руси». «В области духа не может быть никакого “авангарда” — Истины Бо- жии, истины милосердия и любви, праведности и нелицеприятия даны человечеству в Откровении раз и навсегда и не нуждаются в “улучше­ нии” и “модернизации”. Другое дело — область материального произ­ водства. Здесь развитие даже полезно, если, конечно, не становится ору­ дием разрушения традиционной духовности народа». «Соборность есть тот исторически сформировавшийся механизм, который неоднократно на протяжении истории помогал России преодо­ левать тяжелейшие внутренние настроения». Идею национальной российской государственности глубоко раскры­ вает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Чтобы стать силой творческой, созидающей, а не стихией и силой природной, нация должна быть оплодотворена Свыше. Лишь через при­ частность к универсальному, Божественному национальное лишается эгоизма и перестает быть источником вражды и конфликтов». «На рубеже XV века Россия сделала решающий исторический выбор, всем сердцем почувствовав красоту и духовное величие вселенского иде­ ала, усвоила и ввела в свою жизнь принцип универсализма (выделено мною. — В. Б.), отказавшись пойти по пути национальных государств Европы...» «Созвучная универсальности Церкви идея универсального государ­ ства и созидала державу. Ни один народ, ни одна конфессия не подвер­ гались дискриминации... В тех случаях, когда новые земли не роднила с Россией общая вера, вступал в действие принцип личной верности госу­ дарю. Так называемые инородцы легко поднимались к вершинам иерар­ хической лестницы —начиная с татарина Бекбулатовича, которого Иван Грозный, удалившись надолго в Александровскую слободу, оставил вме­ сто себя на троне». «Стержнем и опорой принципа универсализма явилась воспитанная православием русская ментальность, которая пропитывала и скрепляла государство в единый организм... Россия явила, может быть, единственный случай в мировой истории, когда существование колоссального государства поставлено было в пря­ мую связь с высотой народного духа». Митрополит Кирилл точно подметил, может быть, главное в нацио­ нальном российском идеале: он абсолютно лишен националистичнос­ ти, то есть стремления ограничить существование и развитие своей на­ 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz