Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
исходят призывы и поступки прямо противоположные, народ безмолв ствует. Он не желает соучаствовать в беззаконии, тяготится нынешней смутой и в то же время лишен возможности вложить свою могучую энер гию в законное дело державного строительства святой Руси». «В области духа не может быть никакого “авангарда” — Истины Бо- жии, истины милосердия и любви, праведности и нелицеприятия даны человечеству в Откровении раз и навсегда и не нуждаются в “улучше нии” и “модернизации”. Другое дело — область материального произ водства. Здесь развитие даже полезно, если, конечно, не становится ору дием разрушения традиционной духовности народа». «Соборность есть тот исторически сформировавшийся механизм, который неоднократно на протяжении истории помогал России преодо левать тяжелейшие внутренние настроения». Идею национальной российской государственности глубоко раскры вает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Чтобы стать силой творческой, созидающей, а не стихией и силой природной, нация должна быть оплодотворена Свыше. Лишь через при частность к универсальному, Божественному национальное лишается эгоизма и перестает быть источником вражды и конфликтов». «На рубеже XV века Россия сделала решающий исторический выбор, всем сердцем почувствовав красоту и духовное величие вселенского иде ала, усвоила и ввела в свою жизнь принцип универсализма (выделено мною. — В. Б.), отказавшись пойти по пути национальных государств Европы...» «Созвучная универсальности Церкви идея универсального государ ства и созидала державу. Ни один народ, ни одна конфессия не подвер гались дискриминации... В тех случаях, когда новые земли не роднила с Россией общая вера, вступал в действие принцип личной верности госу дарю. Так называемые инородцы легко поднимались к вершинам иерар хической лестницы —начиная с татарина Бекбулатовича, которого Иван Грозный, удалившись надолго в Александровскую слободу, оставил вме сто себя на троне». «Стержнем и опорой принципа универсализма явилась воспитанная православием русская ментальность, которая пропитывала и скрепляла государство в единый организм... Россия явила, может быть, единственный случай в мировой истории, когда существование колоссального государства поставлено было в пря мую связь с высотой народного духа». Митрополит Кирилл точно подметил, может быть, главное в нацио нальном российском идеале: он абсолютно лишен националистичнос ти, то есть стремления ограничить существование и развитие своей на 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz