Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
Хотелось бы привести здесь ряд высказываний русских архиереев, кото рые в разгар смуты не поступились даже в самой малой степени своими духовно-нравственными принципами, полученными в наследство от предшествующих поколений. Судите сами, косность ли это мышления либо непоколебимость в своей нравственной правоте. По-моему, наиболее последовательно и ярко выразил позицию Рус ской Православной церкви Митрополит Санкт-Петербургский и Ладож ский Иоанн: «Человеческая свобода, понимаемая как свобода нравственного вы бора, — вот первопричина всех исторических хитросплетений! Драго ценнейшее свойство нашего духа, венчающее человеческое богоподо- бие, искра Божия, которая несмотря ни на что, мерцает и сегодня во мраке духовного невежества и религиозной дикости, давая надежду на возрождение, — свобода выбора между добром и злом определяла, оп ределяет и до скончания века будет определять течение нашей жизни». «Соборная индивидуальность народа неповторима, как неповтори мы личные особенности каждого из нас... Поэтому так же, как неспосо бен к полноценной жизни человек, лишенный памяти, не может нор мально существовать и народ, не имеющий ясного, осмысленного по нимания своей исторической судьбы, своего высшего, промыслительного предназначения, своих религиозных святынь и традиционных граждан ских, государственных, державных идеалов». «Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность рус ского характера... воплотить в своей жизни чистоту и праведность Бо жественных истин настолько, насколько это вообще доступно падшей и оскверненной грехом человеческой природе». «Вот вам и разгадка русской истории. Сознавая себя благодатной хра нительницей истин веры, религиозно-нравственных ценностей правосла вия, Россия неизбежно стала средоточием, узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающего на бессмертную душу человека». «Народ, потерявший веру, теряет свою жизнеспособность». «...в России невозможно построение здравой экономики на мировоз зренческом основании “общества потребления”». Это бессмысленно». «Русский человек жаждет появления высшего смысла своего жития, он по внутреннему сердечному строю своему, по благодатному состоя нию духа —народ-подвижник, готовый трудиться без устали, но —только в делах созидательных, богоугодных. Сердце русское откликается лишь на те призывы, о которых совесть свидетельствует как о призывах нравственных, законных — в первую очередь с точки зрения Закона Божиего. И поскольку никаких таковых инициатив со стороны нынешней государственной власти не исходит, а 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz