Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

Хотелось бы привести здесь ряд высказываний русских архиереев, кото­ рые в разгар смуты не поступились даже в самой малой степени своими духовно-нравственными принципами, полученными в наследство от предшествующих поколений. Судите сами, косность ли это мышления либо непоколебимость в своей нравственной правоте. По-моему, наиболее последовательно и ярко выразил позицию Рус­ ской Православной церкви Митрополит Санкт-Петербургский и Ладож­ ский Иоанн: «Человеческая свобода, понимаемая как свобода нравственного вы­ бора, — вот первопричина всех исторических хитросплетений! Драго­ ценнейшее свойство нашего духа, венчающее человеческое богоподо- бие, искра Божия, которая несмотря ни на что, мерцает и сегодня во мраке духовного невежества и религиозной дикости, давая надежду на возрождение, — свобода выбора между добром и злом определяла, оп­ ределяет и до скончания века будет определять течение нашей жизни». «Соборная индивидуальность народа неповторима, как неповтори­ мы личные особенности каждого из нас... Поэтому так же, как неспосо­ бен к полноценной жизни человек, лишенный памяти, не может нор­ мально существовать и народ, не имеющий ясного, осмысленного по­ нимания своей исторической судьбы, своего высшего, промыслительного предназначения, своих религиозных святынь и традиционных граждан­ ских, государственных, державных идеалов». «Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность рус­ ского характера... воплотить в своей жизни чистоту и праведность Бо­ жественных истин настолько, насколько это вообще доступно падшей и оскверненной грехом человеческой природе». «Вот вам и разгадка русской истории. Сознавая себя благодатной хра­ нительницей истин веры, религиозно-нравственных ценностей правосла­ вия, Россия неизбежно стала средоточием, узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающего на бессмертную душу человека». «Народ, потерявший веру, теряет свою жизнеспособность». «...в России невозможно построение здравой экономики на мировоз­ зренческом основании “общества потребления”». Это бессмысленно». «Русский человек жаждет появления высшего смысла своего жития, он по внутреннему сердечному строю своему, по благодатному состоя­ нию духа —народ-подвижник, готовый трудиться без устали, но —только в делах созидательных, богоугодных. Сердце русское откликается лишь на те призывы, о которых совесть свидетельствует как о призывах нравственных, законных — в первую очередь с точки зрения Закона Божиего. И поскольку никаких таковых инициатив со стороны нынешней государственной власти не исходит, а 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz