Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
блема одиночества человека в мире. Достигнутое материальное благо получие и даже изобилие не только не способствует ее решению, а на против —актуализирует проблему, ибо когда человек избавился от тяж кого бремени обеспечения своего физического выживания, поглощав шего все его силы, мысли и чувствования, перед ним неумолимо встает вопрос: а ради чего жить дальше, к чему стремиться? То есть на смену материальному стимулу как движущей силе прогресса приходит соци- ально-психологический фактор, диктуемый уже реальной и заметно воз росшей независимостью человека в обществе, с которой он пока еще и сам не знает, что делать, но которая и не дает ему покоя... Достаточно упомянуть в подтверждение этой мысли о расцвете экзистенциализма в XX веке или беспрерывно переиздаваемое эссе Эриха Фромма «Бегство от свободы», написанное еще до начала Второй мировой войны. Все на сущнее мировая потребность ввести в рамки, нормы морали и нрав ственности восторжествовавшее научное и рациональное знание, заго няющее мировой прогресс в тупик самими же людьми сотворенных и неразрешимых противоречий. И человечество может получить шанс чер пать ставшую самым острым дефицитом духовность в главном ее хра нилище на планете —в России, если она сама сможет вернуться к своим духовным истокам. В 1996 году, когда смутные времена разрушения российской госу дарственности достигли своего апогея, появилась книга, которую вос паленное переменами наше общественное сознание просто не замети ло, да и сегодня вряд ли значительное число россиян, кроме людей во- церковленных, знает об этом издании. А вместе с тем это был открытый манифест протеста происходящему в России, коллективная попытка видных деятелей Русской Православной церкви призвать общество вер нуться к национальным истокам своей исторической судьбы. Так она и называлась «Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев». Тогда высказывания отцов православной церкви были актом высокого гражданского мужества на фоне возобладавшего в стране унизительного поклонения чужим образцам и стандартам. А сегодня, когда проблема государственной самобытности России медлен но и неуклонно выходит на первый план общественного сознания, выс казывания эти звучат даже актуальнее, чем вчера. Конечно, трудно ожи дать, что ценности, принятые нашей религией и церковью, будут сразу восприняты в стране, развращенной неверием в высокие духовные иде алы со времен массированного внедрения атеизма в сознание людей, продолжением которого, по сути дела, стала и политика современных реформаторов, сориентированная на материальное преуспевание силь ных. Однако нравственная их сущность заставляет о многом задуматься. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz