Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
рии... Киношедевр Абуладзе стал памятником-символом всем диктаторам XX века. Прой дут годы, десятилетия, но по-моему, именно этот фильм будет самым ярким напомина нием людям новых поколений о том, какое это зверинно-античеловечное явление — то талитаризм. И мне подумалось: нам бы не сносить с площадей монументы — мрачные приметы прошлой жизни, как это стало модно, а бережно сохранять их, и они всегда будут напоминать людям о том, что никогда не должно повторяться. А может, ставить новые памятники не только героям эпохи, но и «героям» ушедшего времени, без которых история страны предстает не более чем сочиненный писателями и учеными миф. Не по жалеть бронзы, поставить, положим, где-нибудь посередине между Кремлем и нашим Белым домом памятник типичному герою нашего времени — реформатору России по следнего десятилетия XX века. На художественность не претендую, но по моему мне нию, это должна быть фигура крестящегося большевика, сменившего ружье на сотовый телефон, ведь если попытаться выделить основную черту победителей только что завер шившейся русской революции, самое ее точное определение — беспринципность. Но такой памятник еще подождет своей установки, а сегодня нет более серьезной и неотложной задачи для общества, чем защитить идею российской демократии от самих наших демократов. Требуется немногое: открыто признать, что в результате реформатор ских усилий власти в стране возникло не демократическое общество западного типа, об разом которого воодушевляли и вдохновляли народ на поддержку перемен, а карикатура на него. Не отважится нынешняя власть на такой шаг, как не отважились на подобное поздние коммунисты-реформаторы, которых наши же демократы и призывали к покая нию за репрессии и угнетение собственного народа в советский период. И за этим стоит нечто большее, чем субъективная позиция тех или иных вождей; нежелание признавать свои промахи, ошибки, грехи — черта преемственности худших традиций российской власти, независимо от того, как она именуется: самодержавная, коммунистическая, де мократическая... Не пойдет власть российских демократов на то, что стало бы актом доб ровольного отречения от социальных привилегий, жизненных благ для каждого власти теля, которые он зарабатывал не повседневным трудом во благо народа, а попросту при своил себе в недавние времена, когда в стране было позволено делать все, что возможно делать... Это означало бы, что пришлось признать и порочность наших доморощенных способов проведения реформ, когда правители, ссылаясь на демократические нормы За пада, проводят в жизнь лишь то, что ближе и удобнее их традиционному менталитету — свободу действий в смысле анархии в своекорыстных интересах — и совершенно помал кивают об ответственности перед страной, народом, которую они добровольно обязаны принимать на себя. Такова их полуправда, которая хуже откровенной лжи. Начиная реформы, мы погружаемся и тонем в политических и экономических част ностях и не задаем себе труда найти ответ на ключевой социальный вопрос: а что в прин ципе может измениться в системе отношений власти и народа в результате преобразова ний? И не замечаем или не хотим замечать очевидного, всем ходом российской истории подтвержденного факта: наша социальная система не меняется, а лишь видоизменяется, сохраняя свою сущностную многовековую основу. Оттого посаженные на ее стержень (так и хочется сказать грубо и нелицеприятно — на кол) реформистские нововведения выхолащиваются в своем рациональном содержании и либо предельно формализуются, либо приспосабливаются к запросам и интересам власти, что, впрочем, одно и то же. Понятие «демократия» как символ нынешних преобразований обросло у нас чем-то сермяжно дремучим, исходящим изнутри социальных противоречий нации и имеющим мало чего общего с устоявшимися цивилизованными представлениями. Почему-то сразу 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz