Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
ственно, стремительно возрастает конфликтность, достигающая глобаль ных, планетарных масштабов. Но в этом формате и предел их развития, к которому мы вплотную подошли. Имя этому пределу — ограничен ность всех видов ресурсов планеты Земля. Задействовать же ресурсы иных планет в развитии собственной цивилизации мы пока (и еще долго) не сможем. Выход один: переходить к разумному самоограничению в удов летворении потребностей. Но каким путем? Не спасет положение, даже если бы такое и удалось, введение едино го для человечества ценза потребностей, и в этом случае будет сохра няться сложившееся социально-экономическое разделение стран на бо гатых и бедных, и тем самым сохранится основа для глобальных конф ликтов, порождающих неустойчивость развития всего человеческого сообщества и риск его самоуничтожения. Возможен путь введения бо лее жесткого самоограничения потребностей для процветающих разви тых стран, чтобы высвободившиеся ресурсы направлять на подтягива ние уровня отставших стран, тем самым устраняя почву для глобальных конфликтов. Это и есть путь регулируемой гуманизации социальных отношений на основе разумного самоограничения. Есть и третий путь — уничтожение богатыми странами слабых стран с целью освобождения дополнительных площадей и территорий для своего безбедного суще ствования. Но это откровенное варварство. Пока же человечество проходило лишь путь вынужденного самоог раничения потребностей в отдельных странах. Яркий пример этого феномена — 70-летний опыт развития СССР. И при всех минусах при нудительной уравниловки в доходах советских людей, отбивавших у них стимулы к более производительному труду, были и свои, весьма суще ственные плюсы, которые сегодня общественное мнение старается не замечать либо замолчать. А они очевидны. Это: серьезные и надежные социальные гарантии в сфере основных необ ходимых потребностей человека: здоровье, образование, отдых, непол ная, но все-таки доступность культурных ценностей, пенсионное обес печение... Как следствие — уверенность человека в завтрашнем дне — основа психологического комфорта жизни; пусть и принудительная, зачастую декларативная, но все-таки суще ствовавшая равноправность (гуманизм) социальных отношений, порож давшая среди людей и народов СССР взаимоуважение, дружеские отно шения, о чем сегодня, на фоне кровавых межнациональных конфлик тов, с ностальгией вспоминают миллионы людей на пространстве СНГ. Отсюда вывод: в формировании истинно гуманистических отноше ний между людьми уровень материальной обеспеченности жизни не является исключительно определяющим фактором, он не обязательно 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz