Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
ми, ибо возможные еще политические методы крайне ограничены) ме тодами вернуть себе равноправное положение в мировом сообществе. Если же в развитых рыночных странах осознают этот самый угрожаю щий сценарий развития событий, то у них не останется другого выхода (выбора) кроме как отказаться от принципа свободной конкуренции, приводящего к социальной пропасти между странами. Точнее, навер ное, сделать этот принцип не всеобщим, а частным случаем мирового развития, пригодным только для экономической области, где он наибо лее эффективен. А в социальном плане межгосударственных отноше ний перейти к партнерству и помощи развитых стран отсталым. Это бу дет свидетельствовать о переходе к доминированию сознательного, ре гулируемого (государством ) начала в соци альн о -экон ом ическом развитии передовых на сегодня стран, обуздывающего стихийно-рыноч ную устремленность к первенствованию и победе над более слабыми и пока малоэффективными государственными сообществами. Но по сути, это же будет означать усиление сознательно регулируемого начала в раз витии всего человеческого сообщества, а не только отдельных стран, для реализации которого должны появиться несравненно более сильные мировые социальные институты, чем ООН в нынешнем статусе. Иными словам, чтобы избежать нового глобального военного про тивостояния на планете, последствия которого могут быть смертельны ми для всего человечества при нынешнем уровне развития оружия мас сового уничтожения, ставшего доступным не только развитым, но и от стающим от них странам, необходимо перейти к новым принципам социальных отношений между всеми странами, где принцип свободной конкуренции явно не годится как всеобъемлющий стихийный регуля тор баланса сил в мире. Ибо на смену голой прагматической целесооб разности, до сих пор определявшей развитие мирового сообщества, со циальный прогресс требует принятия иной парадигмы, более отвечаю щей задаче глобального развития и исключающей конфликты, грозящие гибелью всему человечеству. Эта парадигма в своей сути, по-моему, не сет в себе принцип гуманизма в социальных отношениях — приоритет интересов отдельного человека, ограничиваемых в той мере, пока они ни в чем не входят в противоречие с интересами других, знакомых, не знакомых и никогда станущих ему знакомыми людей. Ибо прежний сце нарий мировых социальных отношений породил лишь фантастически необозримое число сугубо эгоистических интересов, столкновение ко торых создало тотальную конфликтность на всех уровнях социального развития (личностном, коллективном, государственном, общечеловече ском). Более того, объем этих интересов по мере развития научно-техни- ческого прогресса возрастает в геометрической прогрессии, и соответ 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz