Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

ми, ибо возможные еще политические методы крайне ограничены) ме­ тодами вернуть себе равноправное положение в мировом сообществе. Если же в развитых рыночных странах осознают этот самый угрожаю­ щий сценарий развития событий, то у них не останется другого выхода (выбора) кроме как отказаться от принципа свободной конкуренции, приводящего к социальной пропасти между странами. Точнее, навер­ ное, сделать этот принцип не всеобщим, а частным случаем мирового развития, пригодным только для экономической области, где он наибо­ лее эффективен. А в социальном плане межгосударственных отноше­ ний перейти к партнерству и помощи развитых стран отсталым. Это бу­ дет свидетельствовать о переходе к доминированию сознательного, ре­ гулируемого (государством ) начала в соци альн о -экон ом ическом развитии передовых на сегодня стран, обуздывающего стихийно-рыноч­ ную устремленность к первенствованию и победе над более слабыми и пока малоэффективными государственными сообществами. Но по сути, это же будет означать усиление сознательно регулируемого начала в раз­ витии всего человеческого сообщества, а не только отдельных стран, для реализации которого должны появиться несравненно более сильные мировые социальные институты, чем ООН в нынешнем статусе. Иными словам, чтобы избежать нового глобального военного про­ тивостояния на планете, последствия которого могут быть смертельны­ ми для всего человечества при нынешнем уровне развития оружия мас­ сового уничтожения, ставшего доступным не только развитым, но и от­ стающим от них странам, необходимо перейти к новым принципам социальных отношений между всеми странами, где принцип свободной конкуренции явно не годится как всеобъемлющий стихийный регуля­ тор баланса сил в мире. Ибо на смену голой прагматической целесооб­ разности, до сих пор определявшей развитие мирового сообщества, со­ циальный прогресс требует принятия иной парадигмы, более отвечаю­ щей задаче глобального развития и исключающей конфликты, грозящие гибелью всему человечеству. Эта парадигма в своей сути, по-моему, не­ сет в себе принцип гуманизма в социальных отношениях — приоритет интересов отдельного человека, ограничиваемых в той мере, пока они ни в чем не входят в противоречие с интересами других, знакомых, не­ знакомых и никогда станущих ему знакомыми людей. Ибо прежний сце­ нарий мировых социальных отношений породил лишь фантастически необозримое число сугубо эгоистических интересов, столкновение ко­ торых создало тотальную конфликтность на всех уровнях социального развития (личностном, коллективном, государственном, общечеловече­ ском). Более того, объем этих интересов по мере развития научно-техни- ческого прогресса возрастает в геометрической прогрессии, и соответ­ 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz