Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

криминальный рынок, и сопутствующие ему негативные социальные проявления. Интересно, что на пробуждение политической активности делают ставку и откровенные циники, прорвавшиеся и прочно осевшие в высших эшелонах власти (наверное, этими призывами и критикой пас­ сивности массы удобно прикрывать свои шкурнические, откровенно антинародные устремления), и люди, вызывающие общественное дове­ рие. Даже такой корифей и патриарх современной русской обществен­ ной мысли, как Александр Солженицын, видит один из выходов страны из затягивающегося кризиса в росте общественного самоуправления на местах. Но несмотря ни на что, говоря словами Пушкина, народ без­ молвствует, и в который уже раз в нашей истории демонстрирует всему миру беспредельность российского терпения... Странно, что вот над этим феноменом никто не дает себе труда задуматься. Пытаясь разобраться, откуда он берет свои истоки, иногда ловлю себя на мысли: наши поли­ тики, подобно знаменитым страусам, прячущим голову в песок, не хо­ тят замечать и признавать суровых реалий, которые принесли с собой реформы в Россию. На этом фоне особо лицемерными мне кажутся при­ зывы демократов к дальнейшей экономической либерализации: именно им, радикально настроенным либералам, была дана возможность наде­ лить народ собственностью, то есть сделать каждого полноправным эко­ номическим субъектом формирующегося рынка и за счет этого крае­ угольного преобразования социальных отношений дать реальную, а не декларативную, полноту гражданских прав россиянину. Словом, прове­ сти реформы по западному образцу, который они так бурно приветство­ вали и в верности к которому клялись. Однако радикалы, пришедшие к власти, забыв о собственных призывах и обещаниях, открыли все шлю­ зы беззастенчивого передела и разграбления оставленной без надзора государства общенародной собственности, при этом, конечно, не забы­ вая и свои, сугубо личные интересы: то есть руководствовались наши демократы вроде бы высокими западными образцами цивилизованной жизни, да российские воровские привычки оказались сильнее... И воп­ реки очевидному провалу реформ, опять с упрямством ортодоксов те же лица твердят о либерализации экономических отношений как условии роста активности народа, а он, лишенный пуще прежнего уже элемен­ тарных прав и гарантий жизни, забит реформами до такой степени об­ нищания, что не до демократии, мысль одна — выжить... Есть ли более высокая степень унижения человеческого достоинства, когда здоровый и энергичный человек беззащитен и бессилен изменить что-либо, ибо забюрократизированное государство ему не дает выбора в жизни: нет работы, а если же удается ее найти, то платят не «по труду» и протестовать бесполезно; а над пенсионерами вообще ставят экспери­ 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz