Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

хотя власть се изрядно дискредитировала, в преобладающей массе наро­ да она не вызывала отторжения и ненависти. Протест порождало всеси­ лие и произвол советской партийно-государственной бюрократии. И если попытаться определить характер демократической революции на пост­ советском пространстве, то она скорее была антибюрократической, чем антикоммунистической. Впрочем, акцент в этом соображении несколь­ ко меняет точка зрения политолога Александра Ципко, которая заслу­ живает внимания: «Трагедия революции 1990-х в том, что она была не антикоммунистической, как это провозглашалось, а по сути антирус­ ской, антигосударственной». Если исходить из этого мнения, то анти­ бюрократический характер последней революции отнюдь не отрицает­ ся, он был выражением сущностно-глубинного настроения народных масс, а по форме вылился в антирусскую, антигосударственную направ­ ленность. Кстати, в России и в большинстве других бывших союзных республик даже новая власть официально не решалась объявить запрет на коммунистическую идеологию (не путать с запретом на деятельность КПСС как руководящей организации), просто она сама естественным образом отошла в тень истории. Сегодня стало популярным для многих наших политиков, коммен­ таторов публично, с телеэкрана или газетной страницы, клясться зрите­ лям в своем идейном антикоммунизме. Легкость, с которой это делает­ ся, особенно хамелеонистыми партократами, снова пробравшимися на руководящие посты, вызывает сильные подозрения в их искренней преданности и новым идеалам. А ведь их поведение примитивно до про­ стоты, которая хуже воровства: это всего лишь попытки на якобы ущер­ бность Идеи списать собственные злоупотребления и грехи, весьма да­ лекие от коммунистических идеалов. Не правда ли, очень своеобразный способ очистки совести... Если у кого и есть моральное право осуждать коммунистическую идею, так это у православной церкви, сумевшей вы­ стоять и выжить наперекор повсеместно насаждавшемуся воинствую­ щему атеизму. Отрицание Веры и религии — один из краеугольных по­ стулатов коммунистической идеологии, и он, по-моему, был наиболее слабым ее звеном при внедрении этой идеологии в СССР, и прежде все­ го, в России, ведь за православием стоит сохранение лучших нацио­ нальных традиций русского народа, его исторического своеобразия, отказ от которых вел, по сути дела, к забвению национальных интересов, что и происходило в форме искусственно формируемой новой общности — советского народа, а это не могло не вызвать хотя бы и скрытого проте­ ста и возмущения русских людей. Если же говорить о новой государ­ ственной идеологии России, то ее до сих пор нет. А вот сумели ли де­ мократические преобразования в России подорвать всесилие государ­ 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz