Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
логики и разума, а на ценностях Веры. А известно, что последняя не терпит полутонов: можно либо верить, либо не верить. Эта категорич ность русских проявляется и в отношении идеи социального развития, выбранной обществом как национальный приоритет. Пока в советском обществе вера в коммунистическую идею была всепоглощающей и без раздельной, единство интересов власти и народа было абсолютным и несокрушимым извне, оно и позволило создать в кратчайший срок су пердержаву, ставшую одним из полюсов социального развития на пла нете. Но стоило власти перейти от веры к имитации веры в коммунис тическую идею, а главное, самой при этом допускать отступления от нравственных устоев, диктуемых идеологической доктриной, как с ут ратой доверия к власть имущим сама привлекательность коммунисти ческой перспективы для многих померкла. Затем началось расслоение общества на ее сторонников и оппонентов, это уже свидетельствовало, что коммунистическая идея перестала быть для россиян национальной, а следом не замедлило проявить себя извечное русское противоречие между властью и народом, довершившее распад системы социалисти ческих отношений в стране. Приход к руководству страной М. С. Горбачева, широко заговорив шего о необходимости демократизации всех сторон общественной жиз ни в СССР, позволил ему получить последний кредит доверия от народа на проведение реформ, которые еще могли спасти систему и даже выве сти ее на новый уровень динамичного развития. Но новое руководство приступило к реформам, образно говоря, не с того конца. Требовалось продолжить начатый на XX съезде партии критический анализ отступ лений от норм партийной демократии и коммунистической морали в самой КПСС, с тем, чтобы извлеченные уроки и сделанные выводы за тем распространить на всю систему государственного управления стра ной, а Горбачев и соратники предложили реформироваться задавленно му бюрократическим диктатом советскому обществу и тем самым толь ко усилили народное возмущение и неприятие политики правящей верхушки: лидер и его команда невольно рубили сук, на котором сиде ли. Достаточно было всего одной провокации в форме мятежа ГКЧП, чтобы правящая система, утерявшая опоры поддержки в народе, рухну ла без особого нажима. Думается, что и Беловежские соглашения о раз вале СССР советский народ, за полгода до этого подавляющим боль шинством проголосовавший за единство Союза, воспринял спокойно по той причине, что в народном сознании супердержава инстинктивно ас социировалась с всесильным административно-бюрократическим мон стром, подавившем любые проявления свободы и демократии в обще стве. Коммунистическая идея, как таковая, здесь была ни при чем, и 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz