Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
по мере того, как слова все более расходились с делом, что выражалось, прежде всего, в спаде темпов развития страны. В то время как с полити ческих трибун снова и снова звучали призывы неуклонно следовать ле нинскому курсу на построение коммунизма, отступление от него уже было сделано самими партийными и государственными функционера ми, пользовавшимися преимуществами своего положения у власти. Речь здесь даже не столько об узаконенных льготах и привилегиях, главный капитал любой забюрократизованной системы управления —тотальная зависимость рядовых граждан от чиновника, такое, не формально-юри дическое, а фактическое перераспределение социальных прав в обще стве в пользу бюрократа, когда не он обслуживает, как нанятое лицо, те или иные общественные и личные запросы граждан, а они сами вынуж дены удовлетворять его эгоистические и корыстные интересы, повсеме стно сталкиваясь с его всесилием, диктатом и произволом при выполне нии своих служебных обязанностей. По сути своей российская нацио нальная модель социальных отнош ений в период существования советского государства принципиально не изменилась, более того, по лучила свою классически законченную форму — в виде стремления го сударственной системы к абсолютизации своих властных полномочий не только по своему целевому назначению, но и в социальном плане — в виде безграничного достижения полноправия чиновника по отноше нию к бесправному народу. Теперь мы вправе поставить вопрос о диалектике в соотношении со циальной идеи и национальной традиции по ходу развития российского общества. И на примере рассмотренного советского периода истории без труда придем к заключению: чем более сильно влияние социальной идеи на общественное сознание, чем более неформально и искренне воспринимается она людьми вплоть до возведения ее в нравственный эталон, тем прочнее общественная мораль, предписывающая строгие единые нормы поведения всем социальным слоям населения страны. Именно мораль, а не Закон, формально-безразличный к человеку в его духовных устремлениях, регулирует отношения между властью и наро дом российским по справедливости равенства, которое в историческом сознании нации всегда являлось высшей духовной ценностью. Эта мо раль ограничивает произвол власти, который неистребим с помощью других средств. Она несет в себе нравственную категоричность христи анского православия. Идея социального развития может меняться по своему содержанию, но сердцевинная ее сущность неизменна и проис текает из общинного, а еще точнее — соборного характера националь ного русского сознания, в основе которого все та же мораль равенства людей по справедливости. Русская мораль держится не на аргументах 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz