Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
гражданское общество. И было бы более чем странно, если чиновники, управлявшие от имени этого государства страной, не воспользовались в корыстных интересах столь привилегированным положением. Подкуп, взяточничество, кумовство, коррупция стали неотъемлемыми чертами российских социальных отношений, которые считались предпочтитель нее форм открытого протеста против злоупотреблений власти, включая судебные разбирательства, как во всем цивилизованном мире. Здесь и скрыты корни традиционной социальной пассивности русского народа как нациеобразующего, но и здесь же коренится его стойкое неприятие всего, исходящего от государства, вследствие чего в России сотрудниче ство власти и народа неизменно подменялось их противостоянием, кото рое принято разрешать либо стихийным бунтом, если дело касается боль ших масс населения, либо не иначе как путем неправового урегулирова ния вопросов с конкретными чиновниками, если речь идет о защите частных интересов. Такова в самых общих чертах веками формировавша яся национальная модель социальных отношений в России, которую пы тались устранить, преобразовать, изжить в ходе всех реформ и револю ций, но она оказалась живучее самых передовых идей своего времени. Подведем итог сказанному. У любого политического строя в России, как бы они ни были отличны и противоположны по своей центральной идее развития, есть общая, объединяющая эти социальные уклады по стилю управления, черта. Это безмерно развитая, словно паутина, дико, воинственно жестокая по отношению к собственному народу и в то же время чрезвычайно оторванная от его нужд и чаяний система бюрокра тического управления. Это родовая черта русского общества, обеспечи вающая преемственность исторической судьбы страны в разные эпохи: самодержавную, коммунистическую, демократическую, а копнуть глуб-7 же — и в княжескую, боярскую, петровскую. Русская бюрократия —на циональное порождение, продукт исторического формирования народа и нации, в основе которого лежит антагонизм народа и власти, порож дающий такие мощные и масштабные социальные противоречия, раз решение которых было возможно только деструктивным, революцион ным путем, подразумевающим радикальные действия. Радикализм — вот что отличает все наши преобразования и рефор мы. Так было при коммунистах, так продолжается и при демократах. Сущность радикализма всегда одна и та же — принуждение человека, неважно какое, административное или экономическое, но всегда в ко нечном счете проигрывающее побуждению. А от принуждения всего шаг до насилия, питательной среды любой революции. Революции —это родимые пятна нашей многострадальной истории. Россия, пытавшаяся внедрить в свою общественную жизнь какую-то 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz