Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

шевиков сумела уничтожить при захвате власти. Следовательно, тради­ ционные функции любой партии, состоящие в отстаивании своей ли ­ нии развития общества в борьбе с другими политическими силами, от­ пали, трансформируемая соответственно этапу развития страны РКП(б) — ВКП(б) — КПСС взяла на себя всю полноту политического руководства и контроля исполнения принятых решений в государстве. То есть пере­ стала быть партией в классическом понимании этого термина и саморе- формировалась в своеобразную надгосударственную систему управле­ ния, наделенную неограниченными полномочиями принятия решений. По сути, это был своеобразный коллективный диктатор, а на первом этапе построения коммунизма диктатура в лице Сталина была и персо­ нальной, но с существенной оговоркой: даже самый высокопоставлен­ ный партийный и государственный лидер страны, не подчиняясь нико­ му, руководствовался основными принципами и положениями ком­ мунистической идеи. Это, на мой взгляд, очень существенный и принципиальный момент в организации данной системы управления. Правда, зачастую происходила ревизия коммунистической доктрины в отдельных ее элементах, выдаваемая как развитие учения на современ­ ном этапе, причем допускалось не научно аргументированное, а субъек­ тивное толкование классической теории. Никогда прежде идеологии не уделялось столь серьезного внимания и значения. И хотя, как видим, при выборе форм и способов реализации программы коммунистическо­ го строительства допускались принципиальные отступления от теории, следование основным постулатам и конечным целям доктрины комму­ низма провозглашалось неукоснительным. Идея обретала самостоятель­ ную организующую силу в общественном развитии, ее требованиям обя­ заны были подчиняться все: и управляющие страной, и управляемые. В этой повсеместно проводимой линии на идеологическую выверенность всей практической деятельности, публичного поведения людей и даже в бытовых мелочах было проявление своеобразной советской демократии, подразумевавшей обязательность соблюдения норм коммунистической морали и нравственности для всех, без исключения, членов общества. В соответствии с провозглашавшейся идеологией никаких льгот и преиму­ ществ не полагалось и членам коммунистической партии, ставшей яд­ ром всей общественной системы. Коммунисты-аппаратчики и рядовые, трудившиеся на рабочих местах в народном хозяйстве, формально обла­ дали равными правами при обсуждении насущных вопросов жизни. Партийная демократия как раз и преследовала цель —обеспечить един­ ство политических устремлений власти и народа, что должно было стать основой достижения таких высоких темпов коммунистического строи­ тельства, которые бы позволили опередить наиболее развитые капита­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz