Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
мой этой власти, постепенно становившейся социальным субъектом со своими специфическими интересами, устремлениями, льготами и при вилегиями. Появление всесильной государственной административно-команд ной системы в СССР было закономерно и неизбежно, более того, при выбранной модели построения коммунистического общества, основан ной на равенстве насильственно лишенных прав людей, этой системе просто не было альтернативы. Сущность любого развития несет в себе два начала: инициативу субъекта данного действия и неразрывно свя занную с ней ответственность за последствия реализации этой инициа тивы. Если перевести сказанное с философского на юридический язык, речь о правах и обязанностях субъекта действия. Как мы выяснили выше, каких-либо прав на самостоятельную социально-политическую актив ность советский народ был лишен. Значит должен был возникнуть иной, сильный субъект формирования и развития нового общества, способ ный определить и обеспечить решение столь сложной задачи как пост роение социализма и коммунизма. Партия большевиков, инициатор построения коммунистического общества в СССР, замкнуть только на себя эту задачу не могла. И это понятно: партийное дело — вырабаты вать политику развития общества и контролировать ее проведение в жизнь. Последнее же — прерогатива государства, в классическом виде состоящего из трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. В соответствии с выбранной стратегией построения комму низма и партия большевиков, и Советское государство наделяли себя невиданной прежде в истории полнотой прав регулирования полити ческого и социально-экономического развития страны. В экономиче ской области они брали на себя всю ответственность за использование обобществленных в виде госсобственности фондов и ресурсов произ водства. В социальной сфере они принимали решения о распределении в народе произведенного продукта и обеспечении людей набором необ ходимых социальных благ; впрочем, в последнем процессе отчасти уча ствовали и профсоюзы, но их роль в целом была более технической, не самостоятельной, поскольку их классическая основная функция — за щита социально-экономических интересов трудящихся также считалась прерогативой партии диктатуры пролетариата. Такой колоссальный объем задач требовал огромного по численности партийного и государ ственного аппарата управления. И он был в кратчайшие сроки создан. Количественный фактор, в соответствии с диалектикой развития, при вел к качественным изменениям в системе управления страной. Комму нистическая модель развития страны была провозглашена безальтерна тивной, поскольку всех своих политических противников партия боль 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz