Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

для российского крестьянства самыми жестокими и кровопролитными репрессиями и таким фактическим гражданским бесправием, которое впору сравнивать с упраздненным почти век назад русским феодализ­ мом. Достаточно назвать одно лишь беспаспортное проживание кресть­ ян в стране, лишавшее их свободы передвижения. Таким образом, к 1929 году —началу этапа индустриализации СССР — в целом была уничтожена или подорвана сама экономическая основа социального неравенства населения —частная собственность, сохранив­ шиеся ее очаги на селе, в мелкой кооперации, погоды не делали и окон­ чательно уничтожить их было лишь вопросом времени. Между тем только частная собственность — единственная форма относительно независи­ мого от государства существования человека — позволяет ему макси­ мально свободно реализовать свое право на индивидуальное развитие, то есть стать самостоятельной в мыслях и делах Личностью. А вот это-то, как и любое социальное сопротивление проводившимся в СССР пре­ образованиям, крайне не устраивало новую, ортодоксально привержен­ ную коммунистической идее, власть. Социальное и личностное беспра­ вие основной массы советского народа открывало широкий, неограни­ ченный ничем простор для ее внеэкономического принуждения к работе. Кнут и пряник новой системы —колоссальный государственно-репрес­ сивный аппарат и не уступавшая ему по силе воздействия идеолого-про- пагандистская система —довершили дело. Лишенные перспективы за­ метного личного материального процветания, люди перестали ощущать себя вне пределов общих, поставленных сверху задач. В то же время они осознавали свою жесточайшую зависимость от широко разветвленной системы власти, которая одна только поощряла или карала их усилия. Именно от системы, а не от отдельных, даже самых высокопоставлен­ ных, лиц, которые тоже были элементами сложного, жестко структури­ рованного и отлаженного социального механизма, приводимого в дви­ жение цементировавшей и координировавшей все действия и отноше­ ния между людьми коммунистической идеей. Таким образом, в отличие от научной теории коммунизма, подразу­ мевавшей отмирание прав людей как следствия достижения эволюци­ онным путем всеобщего равенства, в советской практике оно достига­ лось насильственным путем лишения людей остатков каких-либо соци­ альных и максимума личностных прав. Отсюда проистекало основное различие между теорией и практикой коммунистического строительства. По науке роль государства в становлении новых, именуемых бесклассо­ выми, социальных отношений постепенно должна уменьшиться вплоть до его полного отмирания как уже ненужного инструмента регулирова­ ния социальных противоречий. На практике же социальные противоре­ 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz