Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
для российского крестьянства самыми жестокими и кровопролитными репрессиями и таким фактическим гражданским бесправием, которое впору сравнивать с упраздненным почти век назад русским феодализ мом. Достаточно назвать одно лишь беспаспортное проживание кресть ян в стране, лишавшее их свободы передвижения. Таким образом, к 1929 году —началу этапа индустриализации СССР — в целом была уничтожена или подорвана сама экономическая основа социального неравенства населения —частная собственность, сохранив шиеся ее очаги на селе, в мелкой кооперации, погоды не делали и окон чательно уничтожить их было лишь вопросом времени. Между тем только частная собственность — единственная форма относительно независи мого от государства существования человека — позволяет ему макси мально свободно реализовать свое право на индивидуальное развитие, то есть стать самостоятельной в мыслях и делах Личностью. А вот это-то, как и любое социальное сопротивление проводившимся в СССР пре образованиям, крайне не устраивало новую, ортодоксально привержен ную коммунистической идее, власть. Социальное и личностное беспра вие основной массы советского народа открывало широкий, неограни ченный ничем простор для ее внеэкономического принуждения к работе. Кнут и пряник новой системы —колоссальный государственно-репрес сивный аппарат и не уступавшая ему по силе воздействия идеолого-про- пагандистская система —довершили дело. Лишенные перспективы за метного личного материального процветания, люди перестали ощущать себя вне пределов общих, поставленных сверху задач. В то же время они осознавали свою жесточайшую зависимость от широко разветвленной системы власти, которая одна только поощряла или карала их усилия. Именно от системы, а не от отдельных, даже самых высокопоставлен ных, лиц, которые тоже были элементами сложного, жестко структури рованного и отлаженного социального механизма, приводимого в дви жение цементировавшей и координировавшей все действия и отноше ния между людьми коммунистической идеей. Таким образом, в отличие от научной теории коммунизма, подразу мевавшей отмирание прав людей как следствия достижения эволюци онным путем всеобщего равенства, в советской практике оно достига лось насильственным путем лишения людей остатков каких-либо соци альных и максимума личностных прав. Отсюда проистекало основное различие между теорией и практикой коммунистического строительства. По науке роль государства в становлении новых, именуемых бесклассо выми, социальных отношений постепенно должна уменьшиться вплоть до его полного отмирания как уже ненужного инструмента регулирова ния социальных противоречий. На практике же социальные противоре 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz