Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

Попробуем разобраться, в чем же заключался этот радикализм. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме равенства. Коммунистическая идея, подразумевающая всестороннее и фактическое равенство всех членов общества, исходит из вполне внутренне логичного ей тезиса, что соци­ альные права человека (экономические, политические, национальные и т. д.) попросту отмирают на высшей ступени развития системы, по­ скольку само понятие прав было создано человечеством для фиксации социальных различий между людьми, а они теперь должны быть изжи­ ты. Кстати, согласно теории научного коммунизма, одновременно от­ мирает и само государство в силу своей ненужности для регулирования и так уже гармонически развитых социальных отношений в обществе. У людей остаются только определенные личные права, обусловленные естественным природным и духовным отличием каждого, удовлетворя­ емые при созданном материальном и духовном изобилии без возникно­ вения каких-либо противоречий с остальными членами общества. Одним словом, фундаментом дружеских и даже братских отноше­ ний между людьми будущего ставится их социальное... бесправие в силу ненужности самих прав при достигнутом всеобщем равенстве. Вот эта- то идея социальной однородности общества была своеобразно воспри­ нята советскими практиками коммунистического строительства. Делая упор на внеэкономические средства побуждения и принуждения народа к интенсивному труду, для чего равенство бесправных —лучшая основа и кратчайший, по мнению советских стратегов, путь построения ком­ мунизма в СССР, творцы нового строя вдохновились на беспрецедент­ ные в мировой истории социальные эксперименты, в итоге завершив­ шиеся крахом советского коммунизма. Для полной ясности еще раз уточ­ ним, в чем отличие их подхода от классической теории коммунизма. В ней предполагается, что достижение всеобщего равенства людей — ре­ зультат эволюционного развития общества и максимального наращива­ ния им материальных и духовных ресурсов, позволяющих каждому пре­ доставить полноту гражданских прав и свобод, то есть у человека просто отпадает необходимость и потребность отвоевывать их у социума и у власти, управляющей им. Конечно, о такой общественной ситуации и помыслить было невозможно в молодом и обескровленном советском государстве, где формально провозглашенное равенство граждан не под­ креплялось ни материально, ни духовно, ни социально. Поэтому твор­ цы русского коммунизма решили идти от противного: добиваться все­ общего равенства советских людей, не наращивая их социальные права, а решительно лишая народ каких-либо прав на общественное и индиви­ дуальное самопроявление, схематично говоря — не преумножая, а от­ нимая... Упор делался на силовое (а не эволюционное) достижение со­ 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz