Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
Попробуем разобраться, в чем же заключался этот радикализм. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме равенства. Коммунистическая идея, подразумевающая всестороннее и фактическое равенство всех членов общества, исходит из вполне внутренне логичного ей тезиса, что соци альные права человека (экономические, политические, национальные и т. д.) попросту отмирают на высшей ступени развития системы, по скольку само понятие прав было создано человечеством для фиксации социальных различий между людьми, а они теперь должны быть изжи ты. Кстати, согласно теории научного коммунизма, одновременно от мирает и само государство в силу своей ненужности для регулирования и так уже гармонически развитых социальных отношений в обществе. У людей остаются только определенные личные права, обусловленные естественным природным и духовным отличием каждого, удовлетворя емые при созданном материальном и духовном изобилии без возникно вения каких-либо противоречий с остальными членами общества. Одним словом, фундаментом дружеских и даже братских отноше ний между людьми будущего ставится их социальное... бесправие в силу ненужности самих прав при достигнутом всеобщем равенстве. Вот эта- то идея социальной однородности общества была своеобразно воспри нята советскими практиками коммунистического строительства. Делая упор на внеэкономические средства побуждения и принуждения народа к интенсивному труду, для чего равенство бесправных —лучшая основа и кратчайший, по мнению советских стратегов, путь построения ком мунизма в СССР, творцы нового строя вдохновились на беспрецедент ные в мировой истории социальные эксперименты, в итоге завершив шиеся крахом советского коммунизма. Для полной ясности еще раз уточ ним, в чем отличие их подхода от классической теории коммунизма. В ней предполагается, что достижение всеобщего равенства людей — ре зультат эволюционного развития общества и максимального наращива ния им материальных и духовных ресурсов, позволяющих каждому пре доставить полноту гражданских прав и свобод, то есть у человека просто отпадает необходимость и потребность отвоевывать их у социума и у власти, управляющей им. Конечно, о такой общественной ситуации и помыслить было невозможно в молодом и обескровленном советском государстве, где формально провозглашенное равенство граждан не под креплялось ни материально, ни духовно, ни социально. Поэтому твор цы русского коммунизма решили идти от противного: добиваться все общего равенства советских людей, не наращивая их социальные права, а решительно лишая народ каких-либо прав на общественное и индиви дуальное самопроявление, схематично говоря — не преумножая, а от нимая... Упор делался на силовое (а не эволюционное) достижение со 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz