Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
внеэкономического стимулирования деятельности, причем совсем не обязательно материального стимулирования, а даже напротив, как в слу чае с первым этапом построения социализма в СССР, откровенно идео логического, причудливо сочетавшего в себе убеждение с принуждени ем, что приводило к прямому (за счет физических и интеллектуальных усилий) росту производительности труда. Сказанное лишь подтвержда ет, что уровень социальных отношений в обществе, определяемый в не малой степени политическими мотивами, на определенных этапах раз вития страны решающим образом влияет на темпы ее экономического развития и становится едва ли не решающим условием темпов роста производства. Между тем главный вопрос регулирования уровня социальных от ношений связан с созданием баланса интересов различных социальных групп, позволяющего обществу сохранять высокую динамику своего развития. И решается он на базе ключевой социально-политической проблемы для любой общественной системы —проблемы равенства прав и возможностей людей в данной стране. В коммунистической доктрине впервые было провозглашено как цель общественного развития —дос тижение фактического равенства всех людей, закрепляемого в высшем принципе социальной справедливости: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Нередко любят говорить, что аналогичное равенство людей было при первобытнообщинном строе, своеобразном примитивном коммунизме на заре человечества. С этим социологиче ским штампом невозможно согласиться, но, оказывается, в определен ных условиях он может быть очень выгодно использован в идеологиче ской борьбе, о чем речь пойдет ниже. На самом раннем этапе общинного обитания человека, когда еще не было такого мощного канала коммуникации, как речь, позволявшего человеку ощутить свою отдельность в роду или племени, люди отлича лись друг от друга только физиологически. Проблема же равенства во всех ее социальных проявлениях возникает лишь с момента осознания человеком себя как личности, не только самостоятельно участвующей в процессе общественного производства, но и претендующей на опреде ленную долю созданных совместно материальных и духовных благ. Именно по справедливости разделения совокупного общественного до стояния между всеми членами общества можно судить об уровне реше ния проблемы равенства в данной социальной системе. Человечество прошло долгий и мучительный путь борьбы различных социальных групп и слоев общества за равенство между собой — от полного бесправия одних и всемогущества других до постепенного выравнивания полити ческих, экономических, гражданских, этнических, юридических прав 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz