Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
донно-богатой жизни. Оно и хорошо, что теперь ясно, говоря по-амери кански: кто есть кто. По традиционной российской беспечной мечта тельности и вере, что все как-нибудь само собой устроится к лучшему, нанесен, может быть, самый ощутимый за всю историю удар. С ним, пожалуй, не потягаются и Петровские реформы, они утверждались кну том и плахой, а сегодня реформы были начаты не вопреки, а с одобре ния большинства. Как видим, реформы в России почему-то никогда не приводят к утвер ждению системы фактического, а не декларируемого равноправия граждан, хотя идея всеобщего равенства и справедливости несомненно центральная в истории духовных исканий общества. Задумываясь, отчего так фатален исход российских реформ , невольно прихожу к мысли, что по большей части упор в них делается на внеэкономиче ские методы реорганизации общественной системы. Нет, конечно, по числу различных экономических экспериментов наша страна едва ли не рекордсмен в мире, но никогда при их проведении не подразуме валось, что большинство населения, не входящего в многоуровневую систему управления страной, будет наделено правами экономической независимости от власти, а это, объективно, основная форма самостоя тельного и относительно свободного существования и развития инди вида. Патернализм государства, решавшего все и вся за своих граждан, оставался главенствующим условием развития нации и страны. Повсе местное огосударствление всех сфер общественной жизни, противоре чащее самой идее демократии (власти народа, а не государства), есте ственно, попадает под огонь критики наших демократов, но она поче му-то оказывается неэффективной и бессильной перед нынешней российской бюрократией, которая, не в пример прежней, советской, разнузданнее по отношению к гражданам своей страны. Наши демокра ты радикального толка, пришедшие к власти в 90-х годах, проблему ого сударствления социально-экономической деятельности пытались решить путем разрушения доставшейся им в наследство государственной маши ны. Их подход внешне выглядит логичным, если не брать в расчет, что власть, в особенности российская, помимо своего функционального на значения —управлять общественным развитием, имеет еще и свою ярко выраженную социальную природу. Речь об особых жизненных интере сах чиновничества, рождающихся из системы корпоративных отноше ний своеобразной круговой поруки бюрократов, ставящей любого рядо вого человека в зависимость от себя. И пока не уничтожена эта паутина, опутывающая все сферы общественной жизни, простое разгосударств ление социальных отношений, прежде всего, естественно, экономиче ских, не принесет результата, на который замахиваются реформаторы. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz