Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
возможно лишь при их определенном балансе. Перестройка же обще ственных отношений по праву сильнейшего не приближает, а отдаляет согласие людей в обществе. На Западе давно поняли, что общественная стабильность превыше государственных и частных интересов. При всем уважении к частной собственности — священной и неприкосновенной — права ее владель цев ограничены ровно настолько, насколько требует динамика обще ственного развития. Ограничены не только Законом, но, что, может быть, важнее и существеннее, утвердившейся общественной моралью. Это не означает, что установлены какие-то пределы роста частной собственно сти, иначе бы произошла измена самой природе демократии — свободе выбора и неограниченности возможностей развития Личности. Ограни чиваются методы наращивания размеров собственности, путем исклю чения нечестных и преступных с позиции провозглашенного Закона и морали. А главное, ограничивается политическое влияние капитала, если оно входит в противоречие с целями общественного и государственного развития. Конечно, это идеальная схема, далеко не полностью реализу емая в самой жизни (присутствуют и там коррупция, лоббирование ин тересов капитала), но следование ей неуклонно, о чем можно судить по громким судебным процессам, когда рука Фемиды протягивается до глав крупных финансово-промышленных корпораций и дальше —до прези дентов и премьер-министров. Западная модель развития, при всем ее стремлении к общественной стабильности, не закостенела, а довольно изменчива, и именно благода ря этому свойству способна сохранять баланс между властью демокра тии и капитала. Право на неограниченный рост собственности приво дит к сосредоточению капитала в руках наиболее предприимчивых и энергичных, казалось бы, фактическое неравенство только возрастает и должно вести к противоречиям в обществе. А происходит обратное: фак тическое неравенство граждан перерастает из причины конфликтов в стимул динамичного общественного развития. Желаемый ход событий вырабатывается обществом и обеспечивается по его поручению госу дарством: законодательно гарантируя право на обогащение сильным, оно при этом требует от них обеспечения социальных гарантий слабым, не имущим, но стремящимся обеспечить себе достойный уровень жизни. Закон един для богатых и бедных, и потому он выгоден тем и другим. А в итоге торжествует приоритет общественных целей и устремлений над частными. Ортодоксальный приверженец советского прошлого недоуменно всплеснет руками: а чем, собственно, этот вывод отличается от приори тетов, провозглашаемых коммунистической доктриной? Он не понима 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz