Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
лигии. И что любопытно, люди, искушенные в естествознании, еще не давно принципиальные атеисты, причем не из тех, кто меняет убежде ния как перчатки в угоду политической конъюнктуре. Стремясь найти самое уязвимое место в религии, материалисты друж но и агрессивно осуждали церковный догматизм, якобы утверждающий застылость мира. Приходило ли кому-нибудь из них сомнение: отчего Церковь свято и последовательно защищает свои догматы? Может быть, не в области естествознания, а в нравственной сфере дело. Ведь должны быть нравственные заповеди добра, неподвластные корыстному земно му бытию людей. Важно само по себе, что есть место, где просто запре щено, невзирая ни на какие доводы, подвергать их ревизии и пересмот ру. При всем том, что меняются представления и стремительно нараста ет объем знаний, нравственный прогресс общества по-прежнему остается недостижимой мечтой философов-утопистов. Провозглашается во все мирном масштабе приоритет добра, справедливости в отношениях лю дей, но тут же воспроизводится зло, отнюдь в не меньшем масштабе, приобретая чудовищно-апокалиптические образы газовых камер, печей крематориев или атомной смерти. Церковь смогла постичь вечный характер этого противоборства и противопоставила ему Веру как спасение от нравственной гибели. Она вынесла идеал веры за рамки сомнительных и неустойчивых моделей общественных отношений с их шатким и нередко конъюнктурным на бором доказательств собственной предпочтительности для народа. Она обратилась к душе человека — последнему, но самому надежному хра нилищу нравственных ценностей, ибо человек может скрыться от кого угодно и от чего угодно, но от себя ему не уйти... А с человека начинается народ с его неповторимым национальным характером и своеобразием, мало подвластным социальным переменам. И здесь уместна еще одна емкая формулировка Алексия II: «Величие нации зависит от величия души людей». Вот почему мировая религия национально-своеобразна у каждого народа, и русский народ веками предан православному христианству. В своеобычности народа скрыты истоки его нравственной силы, какой, быть может, нет у других наро дов, эта своеобычность во многом объясняет его предназначение в судьбе всего мирового сообщества. Теперь понятно, почему национально-нрав- ственное мало подвластно ветрам социальных перемен. Оно — основа национальной целостности и духовного единства народа, и потому силь нее и устойчивее беспрерывно меняющегося социально-нравственного самосознания общества и не подвержено провалам морали, подобным нынешнему в России. Церковь всегда будет высоким авторитетом для людей, пока она опи рается на национально-нравственное своеобразие народа, возводя его в 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz