Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

лигии. И что любопытно, люди, искушенные в естествознании, еще не­ давно принципиальные атеисты, причем не из тех, кто меняет убежде­ ния как перчатки в угоду политической конъюнктуре. Стремясь найти самое уязвимое место в религии, материалисты друж­ но и агрессивно осуждали церковный догматизм, якобы утверждающий застылость мира. Приходило ли кому-нибудь из них сомнение: отчего Церковь свято и последовательно защищает свои догматы? Может быть, не в области естествознания, а в нравственной сфере дело. Ведь должны быть нравственные заповеди добра, неподвластные корыстному земно­ му бытию людей. Важно само по себе, что есть место, где просто запре­ щено, невзирая ни на какие доводы, подвергать их ревизии и пересмот­ ру. При всем том, что меняются представления и стремительно нараста­ ет объем знаний, нравственный прогресс общества по-прежнему остается недостижимой мечтой философов-утопистов. Провозглашается во все­ мирном масштабе приоритет добра, справедливости в отношениях лю ­ дей, но тут же воспроизводится зло, отнюдь в не меньшем масштабе, приобретая чудовищно-апокалиптические образы газовых камер, печей крематориев или атомной смерти. Церковь смогла постичь вечный характер этого противоборства и противопоставила ему Веру как спасение от нравственной гибели. Она вынесла идеал веры за рамки сомнительных и неустойчивых моделей общественных отношений с их шатким и нередко конъюнктурным на­ бором доказательств собственной предпочтительности для народа. Она обратилась к душе человека — последнему, но самому надежному хра­ нилищу нравственных ценностей, ибо человек может скрыться от кого угодно и от чего угодно, но от себя ему не уйти... А с человека начинается народ с его неповторимым национальным характером и своеобразием, мало подвластным социальным переменам. И здесь уместна еще одна емкая формулировка Алексия II: «Величие нации зависит от величия души людей». Вот почему мировая религия национально-своеобразна у каждого народа, и русский народ веками предан православному христианству. В своеобычности народа скрыты истоки его нравственной силы, какой, быть может, нет у других наро­ дов, эта своеобычность во многом объясняет его предназначение в судьбе всего мирового сообщества. Теперь понятно, почему национально-нрав- ственное мало подвластно ветрам социальных перемен. Оно — основа национальной целостности и духовного единства народа, и потому силь­ нее и устойчивее беспрерывно меняющегося социально-нравственного самосознания общества и не подвержено провалам морали, подобным нынешнему в России. Церковь всегда будет высоким авторитетом для людей, пока она опи­ рается на национально-нравственное своеобразие народа, возводя его в 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz