Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

Не знаю, поняли мы друг друга или нет, но за пределами разговора остался принципиальный для будущего вопрос: отчего христианская религия жизнеспособнее любой идеологии, которую навязывали Рос­ сии в разные периоды развития? Одолеть ее не удалось даже супермощ- ной тоталитарной коммунистической системе, насаждавшей в народе атеизм и убеждением, и силой, и просто изживанием поколений верую­ щих, на смену которым должны были прийти люди, оторванные от ду­ ховных корней церкви, воспитанные в вакууме безбожия. Судьбоносный вопрос этот давно не дает покоя. Прихожу к мысли, что в глубине его извечный конфликт национального и социального, определяющий нравственное самочувствие общества. Известно, нрав­ ственность не передается человеку с генами от рождения. В усреднен­ ном массовом сознании она соответствует уровню гуманности в отно­ шениях между людьми в данное время, и также изменчива, как и сами общественные отношения. Власть может создавать видимость нравствен­ ного процветания нации, выдавая желаемое за действительное, как было в случае с принятием морального кодекса строителя коммунизма. Но стоит сбросить искусственно сотворенные идеологические декорации, нравственное кредо значительной массы населения в одночасье приоб­ ретает совершенно иной, нередко пещерный облик. Сущность явления просто и ясно обозначил в интервью газете «Комсомольская правда» Патриарх всея Руси Алексий II: «Подневоль­ ное соблюдение моральных правил никогда не бывает прочным — как только исчезает контроль, люди пускаются во все тяжкие». В одночасье оказываются также обесцененными и бессмысленными общественные воспитательные меры, предпринимавшиеся в прошлом. Возникает про­ вал в общественной морали, пустота, которую не может заполнить бью­ щаяся в тупике мысли интеллигенция. И тем более власть, представите­ ли которой вообще озабочены другим: пока не возникли новые устои морали, резко ограничивающие эгоистический беспредел, ухватить по­ больше лично для себя... В период нынешней смуты, доводящей до отчаяния миллионы про­ стых людей, потерявших надежду в завтрашний день, неколебима лишь православная вера, сначала распятая большевиками, а теперь льстиво и помпезно приветствуемая новыми властителями, ударно восстановив­ шими храм Христа Спасителя и другие, менее известные церкви. С вла­ стью все понятно: потеряв собственный нравственный авторитет у на­ рода, она пытается устоять за счет чужого, заимствованного у церкви. Сложнее отношение интеллигенции к православной религии. Статис­ тики нет, но по своим друзьям и знакомым замечаю, что многие сегодня начинают искать ответы на мучительные вопросы жизни именно в ре­ 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz